ДЛЯ СИЛЬНЫХ ДУХОМ
Новое направление образовательной деятельности Новосибирского
государственного университета обучение молодых людей с
ограниченными физическими возможностями в общих с другими
студентами группах.
Е.Берус
доцент кафедры аналитической химии
А.Валишев
директор ВКИ НГУ, доцент
В Новосибирском государственном университете формально никогда не
было дискриминации в отношении людей с ограниченными физическими
возможностями, но для большинства из них НГУ, как и большинство
других высших учебных заведений, были недоступны, и причины этого
связаны не с недостатком интеллектуальных способностей, а с
наличием большого количества проблем технического характера. Как
правило, состояние здоровья таких студентов не позволяло им
выдерживать большие учебные нагрузки, вынуждало их уходить в
академические отпуска, а затем и вообще расставаться с
университетом. В университете не существовало никаких служб,
которые помогали бы студентам-инвалидам справиться с возникающими
проблемами.
Понимая всю серьезность проблемы доступности образования для
людей с физическими ограничениями в России, НГУ, начиная с 2000
года, делает решение этой проблемы одной из своих приоритетных
задач и возводит ее в ранг официальной политики университета.
В университете разрабатывается система поддержки таких студентов,
включающая в себя создание условий так называемой архитектурной
доступности, штат консультантов из
профессорско-преподавательского состава, команду индивидуальных
помощников из числа студентов, технический адаптивный центр,
оборудованный как компьютерной техникой, так и специальными
программными продуктами для инвалидов, систему психологического
консультирования и поддержки.
Работа по интеграции молодых людей с ограниченными физическими
возможностями ведется в тесном сотрудничестве НГУ с Новосибирской
общественной организацией инвалидов "Центр независимой жизни
Финист", которое делает решение проблем более успешным.
В сотрудничестве с Новосибирской областной специальной
библиотекой для незрячих и слабовидящих проводится работа по
созданию электронного каталога изданий в альтернативных форматах
(по системе Брайля, крупным шрифтом, звуковых книг, на
компакт-кассетах или CD-дисках). Начата работа по переводу
наиболее важных учебников и учебно-методических пособий в
альтернативные форматы для незрячих и слабовидящих студентов.
Появление инвалидов на 1-м курсе предварялось прохождением ими
подготовительных курсов и сдачей вступительных экзаменов.
Дополнительных, по сравнению с заданными государством, льгот им
не предоставлялось. Зачисление проводилось вне конкурса, при
наличии удовлетворительных оценок на вступительных экзаменах.
Интересно отметить, что конкурс среди инвалидов оказался близким
к общему конкурсу по соответствующим специальностям, т.е число
выдержавших вступительные экзамены оказалось обратно
пропорциональным высокому в целом по НГУ конкурсу. Во время
занятий также произошло естественное разделение по уровню
способностей и трудолюбия. Однако, в целом для этой категории
студентов характерно более мотивированное отношение к учебе и
высокое прилежание. Есть среди них и "круглые" отличники. Когда
начинался этот эксперимент, многие совершенно обоснованно
сомневались, а смогут ли ребята выдерживать такие нагрузки,
которые даже не всем здоровым под силу. Теперь доказано, что
совместное обучение возможно и необходимо. Сейчас в НГУ на 8
факультетах обучается 42 студента с ограниченными физическими
возможностями.
Весной прошлого года университет совместно с рядом других
организаций провел международную научно-практическую конференцию,
посвященную доступности всех видов образования для людей с
ограниченными физическими возможностями. Концепция НГУ получила
поддержку от российских и зарубежных экспертов. Университет
заявил о намерении расширить набор образовательных уровней,
разработать систему обучения инвалидов по программам среднего
профессионального образования.
Поскольку в состав НГУ входит Высший колледж информатики (ВКИ),
то реализация этой задачи была поручена ему. ВКИ НГУ готовит
техников-программистов, специалистов, которые востребованы на
рынке труда. Как правило, уже с третьего курса студенты колледжа
привлекаются предприятиями для выполнения некоторых проектов.
Подчеркнем, что профессия программиста по своим
психофизиологическим характеристикам наилучшим образом подходит
молодым людям с физическими ограничениями.
С начала 2002 года колледж включился в работу по программе
поддержки обучения студентов с ограниченными физическими
возможностями. Программа Колледжа информатики и НГУ,
разработанная совместно с Новосибирской организацией инвалидов
"Финист" и Технологическим университетом г. Бордо (Франция),
поддержана в этом году фондом TACIS, что делает более реальной
перспективу осуществления этой программы.
В настоящее время отобрано 9 молодых людей, которые посещают
подготовительные курсы. Они занимаются в отдельной группе, т.к.
предварительное тестирование показало, что их образовательный
уровень далек от оптимального, и преподавателям колледжа
предстоит весьма нелегкая задача подготовить их к поступлению в
ВКИ НГУ.
В соответствии с утвержденными планами совместно с ВКИ НГУ будут
работать европейские специалисты. Представители французской
стороны прочитают несколько курсов для преподавателей колледжа по
проблемам психолого-педагогических особенностей работы с людьми,
имеющими физические ограничения, проведут тренинги с
преподавателями и студентами.
Понимая всю сложность обучения молодых людей с ограниченными
возможностями в условиях неспециализированного учебного
заведения, преподаватели Колледжа осознают высокую социальную
значимость этой работы и готовы к ней. В свою очередь, учащиеся и
их родители понимают, какие возможности им предоставлены и
намерены сделать все, чтобы реализовать их.
стр.
|