Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 17 (2353) 1 мая 2002 г.

ДЛЯ СИЛЬНЫХ ДУХОМ

Новое направление образовательной деятельности Новосибирского государственного университета — обучение молодых людей с ограниченными физическими возможностями в общих с другими студентами группах.

Е.Берус
доцент кафедры аналитической химии
А.Валишев
директор ВКИ НГУ, доцент

В Новосибирском государственном университете формально никогда не было дискриминации в отношении людей с ограниченными физическими возможностями, но для большинства из них НГУ, как и большинство других высших учебных заведений, были недоступны, и причины этого связаны не с недостатком интеллектуальных способностей, а с наличием большого количества проблем технического характера. Как правило, состояние здоровья таких студентов не позволяло им выдерживать большие учебные нагрузки, вынуждало их уходить в академические отпуска, а затем и вообще расставаться с университетом. В университете не существовало никаких служб, которые помогали бы студентам-инвалидам справиться с возникающими проблемами.

Понимая всю серьезность проблемы доступности образования для людей с физическими ограничениями в России, НГУ, начиная с 2000 года, делает решение этой проблемы одной из своих приоритетных задач и возводит ее в ранг официальной политики университета.

В университете разрабатывается система поддержки таких студентов, включающая в себя создание условий так называемой архитектурной доступности, штат консультантов из профессорско-преподавательского состава, команду индивидуальных помощников из числа студентов, технический адаптивный центр, оборудованный как компьютерной техникой, так и специальными программными продуктами для инвалидов, систему психологического консультирования и поддержки.

Работа по интеграции молодых людей с ограниченными физическими возможностями ведется в тесном сотрудничестве НГУ с Новосибирской общественной организацией инвалидов "Центр независимой жизни Финист", которое делает решение проблем более успешным.

В сотрудничестве с Новосибирской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих проводится работа по созданию электронного каталога изданий в альтернативных форматах (по системе Брайля, крупным шрифтом, звуковых книг, на компакт-кассетах или CD-дисках). Начата работа по переводу наиболее важных учебников и учебно-методических пособий в альтернативные форматы для незрячих и слабовидящих студентов.

Появление инвалидов на 1-м курсе предварялось прохождением ими подготовительных курсов и сдачей вступительных экзаменов. Дополнительных, по сравнению с заданными государством, льгот им не предоставлялось. Зачисление проводилось вне конкурса, при наличии удовлетворительных оценок на вступительных экзаменах. Интересно отметить, что конкурс среди инвалидов оказался близким к общему конкурсу по соответствующим специальностям, т.е число выдержавших вступительные экзамены оказалось обратно пропорциональным высокому в целом по НГУ конкурсу. Во время занятий также произошло естественное разделение по уровню способностей и трудолюбия. Однако, в целом для этой категории студентов характерно более мотивированное отношение к учебе и высокое прилежание. Есть среди них и "круглые" отличники. Когда начинался этот эксперимент, многие совершенно обоснованно сомневались, а смогут ли ребята выдерживать такие нагрузки, которые даже не всем здоровым под силу. Теперь доказано, что совместное обучение возможно и необходимо. Сейчас в НГУ на 8 факультетах обучается 42 студента с ограниченными физическими возможностями.

Весной прошлого года университет совместно с рядом других организаций провел международную научно-практическую конференцию, посвященную доступности всех видов образования для людей с ограниченными физическими возможностями. Концепция НГУ получила поддержку от российских и зарубежных экспертов. Университет заявил о намерении расширить набор образовательных уровней, разработать систему обучения инвалидов по программам среднего профессионального образования.

Поскольку в состав НГУ входит Высший колледж информатики (ВКИ), то реализация этой задачи была поручена ему. ВКИ НГУ готовит техников-программистов, специалистов, которые востребованы на рынке труда. Как правило, уже с третьего курса студенты колледжа привлекаются предприятиями для выполнения некоторых проектов. Подчеркнем, что профессия программиста по своим психофизиологическим характеристикам наилучшим образом подходит молодым людям с физическими ограничениями.

С начала 2002 года колледж включился в работу по программе поддержки обучения студентов с ограниченными физическими возможностями. Программа Колледжа информатики и НГУ, разработанная совместно с Новосибирской организацией инвалидов "Финист" и Технологическим университетом г. Бордо (Франция), поддержана в этом году фондом TACIS, что делает более реальной перспективу осуществления этой программы.

В настоящее время отобрано 9 молодых людей, которые посещают подготовительные курсы. Они занимаются в отдельной группе, т.к. предварительное тестирование показало, что их образовательный уровень далек от оптимального, и преподавателям колледжа предстоит весьма нелегкая задача подготовить их к поступлению в ВКИ НГУ.

В соответствии с утвержденными планами совместно с ВКИ НГУ будут работать европейские специалисты. Представители французской стороны прочитают несколько курсов для преподавателей колледжа по проблемам психолого-педагогических особенностей работы с людьми, имеющими физические ограничения, проведут тренинги с преподавателями и студентами.

Понимая всю сложность обучения молодых людей с ограниченными возможностями в условиях неспециализированного учебного заведения, преподаватели Колледжа осознают высокую социальную значимость этой работы и готовы к ней. В свою очередь, учащиеся и их родители понимают, какие возможности им предоставлены и намерены сделать все, чтобы реализовать их.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+21+1