Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 38 (2374) 4 октября 2002 г.

XXI ВЕК: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИБИРИ

Л.Драчевский,
полномочный представитель Президента РФ по Сибирскому федеральному округу

Начало XXI века ознаменовалось появлением ряда новых тенденций и вызовов, на которые мировому сообществу необходимо дать ответы в самое ближайшее время.

Главной проблемой, которая занимает умы многих руководителей стран и регионов, ученых и практиков, является обеспечение устойчивого развития.

Безусловно, что ее решение потребует решительных шагов как внутри стран, так и на международном уровне — в экономике и социальной сфере, в области окружающей среды, соблюдения национальных интересов различных государств.

Проблема обеспечения устойчивого развития остро стоит и перед Сибирью (имея в виду ее не административное, а географическое понятие).

Спад производства и финансовый кризис, охватившие Россию в 90-ые годы прошедшего столетия, особенно больно ударили именно по сибирским регионам. Большинство из них стали дотационными, с ярко выраженной сырьевой направленностью экономики. Резко понизился уровень жизни населения, что привело к возникновению тенденции его устойчивого оттока из многих сибирских регионов.

Дальше идти прежним путем было нельзя. Поэтому по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина с конца 2000 года активно велся поиск новых путей и точек роста Сибири, адекватных вызовам времени и нынешним рыночным реалиям.

Потребовалось около 1,5 лет, чтобы выработать и обосновать необходимые новые подходы к решению проблем Сибири.

В результате была подготовлена и утверждена Правительством Российской Федерации Стратегия экономического развития Сибири. Предусмотренные в ней меры позволяют переломить наметившиеся негативные тенденции и выйти на устойчивый экономический рост. Причем этот рост будет опережать среднемировые темпы. Он будет, как полагают аналитики, также выше среднегодовых темпов прироста на Европейской части России.

В целом Стратегия ориентирована на решение в период до 2020 года четырех важнейших задач, стоящих перед Сибирью в начале XXI века:

— первая — экономика Сибири постепенно перейдет от нынешней ярко выраженной сырьевой направленности к современной сбалансированной структуре. При этом экономический потенциал сибирских регионов возрастет примерно в 3-3,4 раза;

— вторая задача — регионы Сибири смогут не только полностью удовлетворить внутренние потребности России в минерально-сырьевых ресурсах, но и обеспечить значительное увеличение их поставок зарубеж. При этом главным станет вывоз минеральных ресурсов глубокой степени переработки, что резко поднимет эффективность экономики Сибири и всей России;

— третья задача — Сибирь значительно укрепит хозяйственные взаимосвязи как между регионами самой Сибири, так и ее связи с регионами Европейской части России и Дальнего Востока. В этот период предполагается устранить образовавшийся к настоящему времени чрезмерный разрыв в уровне развития сибирских территорий и обеспечить создание условий для достижения достаточно высокого уровня жизни населения во всех регионах Сибири;

— четвертая задача — Сибирь создаст мощные, благоприятные предпосылки для существенного укрепления торгово-экономического и иного взаимодействия России с другими странами.

В результате реализации намеченной стратегии Сибирь сможет вернуться в число равноправных экономических партнеров как на внутреннем рынке, так и на мировой арене.

Современная Сибирь обладает, как минимум, тремя мощными точками роста.

Одна из них предопределена самой природой. В сибирских недрах сосредоточено около 70% общероссийских запасов полезных ископаемых. Только в Сибирском федеральном округе находится около 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% — угля и молибдена, 71% — никеля, 66-69% — меди, цинка и марганца, 40% — золота.

Здесь имеются большие прогнозные запасы нефти, газа и многих других ценнейших природных богатств. Причем многие месторождения являются по существу уникальными. Среди них месторождение золота — Сухой Лог, Удоканское медное месторождение, Чинейское месторождение железо-титанванадиевых руд.

Сейчас многие спорят, какой должна быть экономика Сибири и России? Нередко можно услышать призывы сразу выстроить экономику на базе новейшей обрабатывающей промышленности, современной электроники. Что можно сказать по этому поводу?

Нужно быть реалистами, необходимо, как отмечал Президент Российской Федерации В.В.Путин, понимать, что "российская экономика в XXI веке, по крайней мере в первой его половине, по-видимому, сохранит свою сырьевую направленность. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяет рассматривать минерально-сырьевой комплекс, как базис устойчивого развития страны на длительную перспективу".

Именно сырьевой сектор сегодня может и должен создать базу, финансовую основу для перехода к иной, более современной структуре российской экономики.

С учетом того, что подавляющая часть запасов минерального сырья находится в Сибири, то без всяких преувеличений можно сказать, что именно Сибири будет принадлежать в ближайшей и долгосрочной перспективе ведущая роль в обеспечении экономического развития России, устойчивого ее роста, в том числе и в социальной сфере.

Наличие крупного природно-ресурсного потенциала обуславливает особое место России среди индустриальных стран. Этот потенциал, — разумеется, при его эффективном использовании — станет одной из важнейших предпосылок устойчивого вхождения России в мировую экономику.

Вовлечение уже части тех месторождений в хозяйственный оборот, которые имеются в Сибири и хорошо изучены, непременно приведет к формированию в Сибири ряда новых экономических центров не только общероссийского, но и мирового масштаба, существенному повышению роли Сибири в мировом внешнеторговом обороте.

Безусловно, в плане реальных сроков решения этой задачи многое будет зависеть от масштабов тех инвестиций, которые можно будет направить на освоение новых месторождений и создание необходимой инфраструктуры. Мы хорошо это понимаем, также как понимаем и реальную финансовую ситуацию в России, которая должна будет погасить в следующем, 2003 году более 17 млрд. долларов США. Поэтому мы готовы сотрудничать в этой области с бизнесом других стран, как входящих в Европейский союз, так и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Все сказанное в полной мере относится и к нашему лесопромышленному комплексу. На фоне огромной потребности стран Европы и АТР в сырье для своей деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности возможности Сибири используются менее, чем на 10%.

Нужно учитывать и качественную сторону. Сибирская деловая древесина по ряду своих параметров имеет более высокие характеристики, чем в других регионах. Здесь сказывается влияние климатического фактора. Укороченный летний период и низкие температуры приводят к меньшему росту и более высокой плотности древесины.

Вторая точка роста, заложенная в основу намеченных преобразований, базируется на достижениях сибирской науки. Работая над Стратегией, мы внимательно проанализировали тот задел для практики, который создан за последние годы. Он превзошел даже самые смелые предположения. Только в Сибирском отделении Российской академии наук имеется около 150 завершенных научных и технологических разработок, внедрение которых позволяет на порядок поднять производительность труда и резко снизить материало- и энергоемкость выпускаемой продукции. По существу речь идет о реальных возможностях создания материально-производственной базы экономики XXI века.

Наша беда состоит в том, что из-за резких структурных преобразований произошел разрыв (прежде всего информационный) между научными организациями и производственными предприятиями. Сейчас мы предприняли на уровне округа ряд шагов по заполнению информационного вакуума. В результате менеджеры, работающие даже на крупных предприятиях, удивились, когда узнали, сколь многое им могут предложить сибирские ученые. Это относится и к таким гигантам, как "Норильский никель" и "Сибирский алюминий".

В ближайшее время мы сосредоточим внимание на коммерциализации результатов уже законченных научно-технологических и конструкторских разработок. Мы готовы в этой области сотрудничать с зарубежными фирмами.

Говоря о второй, так скажем, "научно-технологической" точке роста, хочу заметить, что Сибирь обладает более высоким потенциалом для ускоренного перехода к новым технологическим укладам, чем другие регионы России. Это предопределяется не только теми научными разработками, о которых я уже сказал, но еще двумя немаловажными обстоятельствами.

Во-первых, более молодой и современной материально-технической базой реального сектора экономики, которая во многом формировалась в 70-80-ые годы.

И, во-вторых, исторически сложившимся высоким удельным весом в Сибири предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса, которые всегда ориентировались на высокие технологии.

Национальная военная доктрина России, основанная на новых мировых реалиях, предусматривает возможность вывода из оборонно-промышленного комплекса Сибири и "передачу" в гражданский сектор экономики до 60% предприятий оборонного комплекса.

В этих условиях наши стратегические ориентиры выстроены таким образом, чтобы, соединив достижения сибирской науки с высоким потенциалом высвобождающихся оборонных предприятий, добиться прорыва в уровне производства, обеспечить распространение передовых технологий в гражданские отрасли и сферы экономики. Это позволит значительно сократить сроки модернизации и реформирования сибирской экономики.

Третья точка роста Сибири предопределена ее геополитическим положением. Находясь между мощным экономическим комплексом Европы и бурно растущим Азиатско-Тихоокеанским регионом, Сибирь может стать естественным звеном мировой экономической системы, связывающей рынки Европы и АТР.

По существу речь идет о рационализации мировых транспортных взаимосвязей и грузопотоков, которая даст весомый экономический эффект как странам Европы и АТР, так и самой Сибири. За счет использования Транссибирской магистрали Япония и Корея, например, смогут сократить свои транспортные издержки в товарообороте с европейским континентом на 15-20%, а также значительно ускорить оборот финансовых ресурсов. Большие перспективы имеет освоение новых кросс-полярных авиационных маршрутов, заметно сближающих регионы Америки с азиатскими регионами.

Безусловно, что развивая экономику Сибири и выстраивая новые транспортные коридоры международного значения, России необходимо будет разработать новую, более эффективную тарифную стратегию на видах транспорта.

Задействование громадного внутреннего потенциала Сибири позволяет значительно расширить границы и поднять уровень ее экономического взаимодействия с другими странами, построить их на качественно новой основе.

Наряду с дальнейшим укреплением своих традиционных взаимосвязей с участниками Евросоюза, Сибирь вполне способна резко расширить свой товарооборот со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Пока он находится по существу в зачаточном состоянии. Доля не только Сибири, но и всей России в общем объеме внешнеторгового оборота азиатских государств не превышает 2%. Слабо используются и другие возможные направления сотрудничества.

Мы полагаем, что имеется возможность уже в ближайшей перспективе выйти на уровень внешнеторгового сотрудничества со странами АзиатскоТихоокеанского региона в разы превышающий его нынешний уровень.

К настоящему времени уже подготовлено или находится в стадии разработки более десятка крупных проектов по совместному сотрудничеству регионов России и стран АТР.

Я знаю, что многие из них, в том числе касающиеся взаимодействия в области углеводородного сырья и транспортных проектов будут обсуждаться на секциях Байкальского экономического форума. Это значительно облегчает мою задачу и позволяет не останавливаться на указанных проектах.

Говоря о реализации совместных проектов, хочу подчеркнуть два обстоятельства. Первое, мы готовы идти на самые разнообразные формы сотрудничества — начиная от простого товарообмена и вплоть до концессий, рассчитанных на длительные сроки. Такие сроки, которые достаточны для неоднократного возмещения вложенного капитала.

Второе, безусловно, реализация возможных совместных экономических, научно-технических и иных проектов потребует создания соответствующего благоприятного экономического климата. Мы понимаем, что регионы Сибири в этом плане еще уступают сложившейся мировой практике. Основной порок в этой области кроется в том, что в отношении инвестиционной привлекательности пока больше ведется общих разговоров и дискуссий, нежели делается практических шагов.

Между тем любой бизнес строится на конкретности, возможности опоры на точный расчет, на реальные гарантии. Поэтому мы в Сибирском федеральном округе готовы выработать и осуществить на региональном уровне меры по созданию действительно благоприятного климата, который бы способствовал привлечению к сотрудничеству самых широких предпринимательских кругов из стран АТР.

В этом же направлении работает и Правительство России.

В заключение хочу заметить, что в ближайшее время — уже в октябре этого года руководители регионов Сибири и представители сибирского бизнеса намерены выработать программу совместных действий по реализации той Стратегии, которую я коротко изложил на нашем форуме.

Здесь большое поле для самого широкого взаимодействия и мы рассчитываем на такое взаимодействие. Уверен, оно будет взаимовыгодным!

стр. 7-8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+220+1