Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 46 (2382) 29 ноября 2002 г.

О СОЗДАНИИ ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИОННОГО
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В СОВЕТСКОМ РАЙОНЕ г.НОВОСИБИРСКА

На Общем собрании Новосибирского научного центра СО РАН.

Общее собрание ННЦ открыл 21 ноября 2002 года в Большом зале Дома ученых кратким вступительным словом председатель Сибирского отделения РАН академик Н.Добрецов.

Он отметил, что в работе собрания участвуют первый заместитель главы областной администрации В.Косоуров, мэр Новосибирска В.Городецкий, представители аппарата Полпредства Президента России в округе, руководители администрации Советского района Новосибирска, представители научной общественности, малых предприятий, бизнеса.

Иллюстрация Иллюстрация

Здесь же председатель Отделения и мэр Новосибирска подписали План проведения в 2003 году презентаций новых разработок институтов СО РАН, готовых к освоению промышленными предприятиями города.

"О социально-экономической ситуации в районе"

— тема доклада А.Гордиенко, главы администрации Советского района Новосибирска.

Докладчик обратил внимание на то, что район вымирает физически. Особенно сильно этот процесс идет на Левом берегу: в прошлом году смертность составила 17,7 чел. на тысячу населения, а рождаемость — только 8,9 чел. На Правом берегу, в Академгородке, этот показатель колеблется, но тенденция превышения смертности над рождаемостью достаточно устойчивая.

Говоря о месте района среди других городских и областных районов, докладчик подчеркнул, что район действительно является научной и научно-технической площадкой НСО: научное производство составляет почти 80% внутрирайонного объема и более половины областного. В науке занято 44% трудоспособного населения: 37% — работники СО РАН, отраслевые — 4,7%, около 2% — СО РАМН. Малые научно-производственные фирмы — 0,4% (оценка). В период до 2001 года активно (в 1,7-1,8 раза) росла налогооблагаемая база. Прошлый год явился переломным — кривая роста налоговых платежей вышла на горизонталь. Это очень симптоматическая ситуация, составляющая некоторую трудность для дальнейшего развития. Заработная плата в районе превосходит среднеобластной уровень, но не дотягивает до среднегородского.

Подробно докладчик остановился на проблемах воспитания и образования.

Раздел доклада был посвящен проблемам материально-технической базы. Состояние ее довольно тяжелое. Обе тепловые станции правобережья полностью амортизированы. Серьезную озабоченность вызывает состояние жилья: 10% жилищного фонда района имеет степень износа основных конструктивных элементов более 60%. А жилья с износом от 10 до 60% — почти 90%. Тяжелая ситуация с медициной. Остановлено строительство детского отделения, женской консультации, ремонт инфекционного отделения.

В связи с подготовкой концепции рабочей программы по технополису подсчитано, чтобы привести в порядок все системы жизнеобеспечения (с учетом строительства инфраструктуры технополиса) потребуется свыше 8 млрд руб. Сегодня финансирование по линии муниципалитета в 100 раз меньше. Надо представлять себе, что вся наука России финансируется на уровне одного среднего американского университета. Нужны качественно новые решения.

Академгородок является достаточно изолированной частью города и попадает под естественные механизмы, действующие в монограде. Моноград развивается по определенному циклу. Вначале идет "вызов" — Сибирское отделение было создано решением Правительства при максимальной материальной и финансовой поддержке и развивалось очень быстро. Потом была фаза инерции, а сейчас — фаза спада. Задача состоит в том, чтобы эту фазу спада превратить в фазу регенерации.

Внушает надежду наличие групп с высокими социальными притязаниями. Их развитие — наше спасение. Следующий момент — перераспределение человеческих ресурсов между сферами деятельности. У нас это произошло: из недр научного сообщества вышли ВТ-предприниматели, коммерсанты, финансисты. Есть существенные сдвиги в среде элиты — появление новых групп и вход их в систему связей с академической и управленческой элитой. Это принципиальный процесс, идет он очень непросто, но без реализации этой линии проблему будет трудно решить. Представляется, что важнейшим направлением консолидации усилий в рамках технополиса должна стать мобилизация потенциала ВТ-предприятий, "лабораторного" высокотехнологичного производства в самих институтах. Этот процесс развивается спонтанно. Задача — научиться им управлять.

Процесс регенерации должен осуществляться на основе традиций. Сибирское отделение создавалось на основе системы институциональных инноваций академика Лаврентьева. Проблема заключается в том, чтобы в эту систему вошли некоторые новые тенденции и смыслы — скажем, в лаврентьевском треугольнике "наука — кадры — производство" возникли рыночные механизмы внедрения, связанные с предпринимательством. Далее, эпоха Лаврентьева характеризовалась массовым движением ученых, что реализуется в новых условиях за счет фонтана ВТ-фирм, которых, по разным данным, в районе от 100 до 150. Эти фирмы, выходя из институтов, становятся экономическими субъектами, центрами прибыли, и нужно добиваться, чтобы они стали цивилизованными партнерами. Опыт решения этой задачи уже накоплен. Наконец, "дух Лаврентьева" сейчас принимает форму инновационного климата в местном сообществе. Этот процесс надо специально инструментировать, и есть соответствующие механизмы.

"О путях создания территории инновационного научно-технического развития в Советском районе Новосибирска"

— тема трех взаимодополняемых докладов. Первым взял слово заместитель председателя СО РАН член-корреспондент РАН Г.Кулипанов.

Жизненно важной задачей для обеспечения деятельности Новосибирского научного центра является увеличение налогооблагаемой базы и сбора налогов в Советском районе.

Докладчик обозначил источники увеличения налогов: рост числа внебюджетных заказов институтов СО РАН; передача законченных наукоемких разработок и технологий для организации производства на предприятиях района, города, области, страны; выпуск наукоемкой продукции через малые предприятия; вывод из теневой экономики деятельности предприятий наукоемкого бизнеса.

Сделан анализ существующего положения по использованию этих источников. позволяющий выделить лидеров по применению внебюджетных средств в 2001 году:

— программы Минпромнауки, гранты РФФИ, РГНФ, РФТР наиболее активно используют институты Лазерной физики (38% от общего объема финансирования) и Физики полупроводников (23%);

— хоздоговора, международные контракты и гранты, средства международных научных фондов наиболее активно используют институты Геологии нефти и газа (87,3% от общего объема финансирования) и Ядерной физики (66%);

— рекордсменами по привлечению средств, получаемых от сдачи в аренду помещений, являются институты Почвоведения и агрохимии, Горного дела и СКТБ "Наука".

Докладчик отметил, что возможности институтов СО РАН используются пока недостаточно. Российская наука живет существенным образом за счет работы на зарубежные страны. Сейчас институты ННЦ выполняют зарубежные контракты на сумму 20-30 млн долларов в год.

На площадях научных учреждений ННЦ располагается более 1100 малых организаций, из них 150 фирм, производящих наукоемкую продукцию.

В целях организации открытого, взаимовыгодного сотрудничества между научными организациями и инновационными компаниями в Академгородке создана ассоциация "СибАкадемИнновация". Ее главной задачей является создание и развитие хозяйственно-финансовой инфраструктуры, ориентированной на устойчивое научное, экономическое, материально-техническое, социальное развитие как членов Ассоциации, так и всех участников инновационного процесса. В состав ассоциации входят компании, успешно работающие на рынке высокотехнологической продукции, среди них фирмы: "Мета", "Эконова", "Медико-биологический союз", предприятие "Тайрус", международный научный центр по теплофизике и энергетике.

Два года назад Президиум СО РАН, НГУ, обладминистрация и ряд софтовых компаний учредили ассоциацию "СибАкадемСофт". Подготовлено решение о строительстве первой очереди офисных зданий, в перспективе — жилищное строительства.

В заключение докладчик подчеркнул, что несмотря на все положительные изменения, инновационный потенциал ННЦ СО РАН реализуется недостаточно. За последний год наметился некоторый прогресс, но все процессы идут очень медленно.

Следующим докладчиком по вышеназванной теме был член-корреспондент РАН В.Фомин, главный ученый секретарь СО РАН.

Иллюстрация

Он определил технополис как территорию, находящуюся в границах одного или нескольких муниципальных образований, или являющуюся обособленной частью муниципального образования, где основу экономического развития составляет инновационная деятельность.

Технополис должен обеспечивать свое развитие как за счет выполнения заказов на проведение научных исследований, так и за счет выпуска конкурентной продукции на внутренний и внешний рынки. Выбор тех или иных инновационных механизмов развития территории, мер государственной поддержки в основном определяется спецификой деятельности хозяйственного комплекса.

По типу административно-территориального образования Академгородок является территорией с высоким научно-техническим, инновационным, образовательным и производственным потенциалом. Подготовлен план мероприятий по реализации идеи создания технополиса "Академгородок". Он включает следующие направления: создание нормативной базы, совершенствование деятельности органов государственной власти и Президиума СО РАН в области развития технологий, формирование и реализация крупных инновационных проектов, подготовка кадров, образовательные услуги и молодежная политика, система мер по развитию инфраструктуры жизнедеятельности технополиса.

Основные источники финансирования: федеральный бюджет, бюджет области и муниципалитета.

За последние годы администрация области приняла ряд законов, в соответствии с которыми понижена кредитная ставка и налоги, перечисляемые в областной бюджет. Льготы предоставляются товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность в отраслях материального производства, науки и научного обслуживания.

Докладчик предложил для ускорения создания базы технополиса просить Обладминистрацию рассмотреть возможность в течение нескольких лет оставлять Академгородку сумму прироста налоговых поступлений текущего года по сравнению с предыдущим. Через 3-5 лет технополис будет готов возвращать налоги полностью за счет активизации инновационных проектов, развития наукоемкого бизнеса, реализации совместных проектов Сибирского отделения и администрации Новосибирской области.

С заключительным докладом по теме выступил заместитель главы администрации Новосибирской области профессор Г.Сапожников.

Иллюстрация

Он дал определение технополису. Это — территория, в которой критическая масса образования и культуры, науки и техники, наукоемкого бизнеса и венчурного капитала порождает цепную реакцию научной и деловой активности не только в рамках области или страны, но и международного масштаба.

Чтобы создать такую территорию, нужно начинать с формирования макроэкономических условий: с развития инфраструктуры и среды, благоприятной для ученых, специалистов, партнеров, инвесторов. При этом главная задача администрации области — сформировать законодательную базу управленческих механизмов.

Работа над программой технополиса не завершена. Сформулирована цель: концентрация научно-производственного и образовательного комплекса Новосибирского научного центра на решение приоритетных задач социально-экономического развития области, повышения качества жизни населения и развития фундаментальной науки.

В докладе представлены основные задачи технополиса:

— Создание организационных и экономических механизмов востребованности инноваций отечественным производством (создание внутреннего рынка на квалифицированный труд), динамичного развития фундаментальной науки и прикладных исследований, адаптации научно-технологического и образовательного комплекса к рыночной экономике.

— Совершенствование нормативно-правовой базы научно-технической и инновационной деятельности.

— Рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов в научной, научно-технической и инновационной деятельности.

— Развитие инфраструктуры и информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности (электронный адрес базы данных инновационных проектов в рамках российской сети трансфера технологий: nsl.ick-siberia.org.science.nso.ru).

— Разработка комплексного подхода к развитию научно-промышленных и аграрных зон, включая формирование регионально-отраслевых программ развертывания высокотехнологичного наукоемкого производства на предприятиях области.

— Совершенствование системы по подготовке и закреплению научных и инженерных кадров, менеджеров инновационного бизнеса, включая меры прямого и косвенного стимулирования.

— Совершенствование системы управления интеллектуальной собственностью — особым видом нематериальных активов.

— Развитие социальной сферы, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности технополиса.

— Развитие межрегионального и международного сотрудничества.

В заключение Г.Сапожников сообщил, что администрацией области подготовлено письмо Президенту РФ, которое 21 ноября губернатор В.Толоконский планирует передать Президенту В.Путину. В письме содержится просьба поддержать предложение о присвоении новосибирскому научному комплексу статуса территории научно-технического инновационного развития в качестве пилотного проекта для отработки механизмов и нормативных документов, направленных на формирование соответствующих условий и развитие инфраструктуры и среды, благоприятной для обитания ученых, специалистов и партнеров.

Расширить сферу востребованности

Мэр Новосибирска Владимир Городецкий как положительный факт отметил последовательность в обсуждении сложной проблемы.

Исходя из того, что уже сделано, прогноз создания территории инновационного научно-технического развития в Советском районе города можно назвать оптимистичным. Тем более, что налажено практическое взаимодействие городских властей с Президиумом СО РАН, отдельными институтами. Проведен ряд мероприятий по инвентаризации научных разработок Сибирского отделения, предпринят комплекс мер, чтобы обеспечить их скорейшее промышленное освоение. Городские власти стараются поддерживать ученых финансово (в частности, участвуя в присуждении премий М.А.Лаврентьева молодым ученым).

Взаимодействие сторон развивается на основе постановления совместного заседания Президиума СО РАН и Президиума мэрии, решений научно-технического и экономического советов и т.д. Совместная работа приобрела необходимую системность, реализуется в конкретных планах и мероприятиях.

Значительным шагом в этом направлении должны стать презентации законченных научных разработок для промышленных предприятий города. Недавно проведена первая, довольно удачная, презентация на базе Института теплофизики, посвященная энергосберегающим технологиям.

Логическим завершением определенного этапа презентаций должен стать инвестиционный форум с приглашением иностранных инвесторов, который планируется провести в июне следующего года. Думаю, сказал мэр, мы сумеем добиться проведения в ближайшее время в Новосибирске, на базе Сибирской Ярмарки, важной выставки "Техномар" в рамках Всемирной организации технополисов. Задача — продемонстрировать инвестиционную привлекательность проектов ученых Сибирского отделения.

Мэр назвал целый ряд успешных разработок институтов СО РАН, нашедших применение в практике.

Сегодня наука стремится эффективно работать в новых непростых условиях. Сибирское отделение демонстрирует положительные примеры, следуя тем традициям и принципам, что заложены основателем Сибирского отделения академиком М.А.Лаврентьевым. Ученые разрабатывают технологии, имеющие общенациональное значение. И, как особо подчеркнул В.Городецкий, сферой их востребованности должен стать мировой рынок.

Одновременно выступающий заметил, что именно наука должна помочь промышленным предприятиям города выпускать наиболее конкурентоспособную продукцию. Совместными усилиями следует создать надежную систему организационных, экономических мер, которая бы позволяла наиболее быстро и эффективно реализовывать перспективные разработки.

Безусловно, для успешного решения поставленных задач следует создать инфраструктуру, обеспечивающую беспрепятственное завершение инновационного цикла. Здесь немало болевых точек, над устранением которых работают городские власти. Приняты три инновационных проекта в этой области, на которые возлагаются большие надежды.

Мэр подчеркнул, что в решении тех грандиозных задач, которые обсуждаются сегодня, необходимо не ослаблять совместных усилий академической, отраслевой и вузовской науки, властных структур.

"Проблемы подготовки кадров высшей квалификации для инновационного научно-технического развития территории"

— тема выступления члена-корреспондента РАН Н.Диканского, ректора НГУ.

Он еще раз обратил внимание на то, что система "НГУ-СО РАН" — идеальная модель научно-образовательного комплекса, наукограда, территории инновационного развития.

Устоявшаяся система отбора талантливых молодых людей через олимпиады, ФМШ, подготовка классных специалистов в НГУ, аспирантура, фундаментальная наука, прикладные разработки, пояс внедрения в лице КТИ — что еще нужно для процветания наукограда? Другое дело, что наша экономика всегда была невосприимчива к инновациям.

В нашей стране никогда не было культа изобретательства, как, например, в США. Это надо исправлять. Студентов необходимо ориентировать на создание конкурентного на рынке инноваций продукта. Там, где занимаются фундаментальной наукой, всегда есть свежие идеи, которые можно превратить в технологическую разработку, способную принести прибыль и разработчику, и производителю, и государству. На это пытаются ориентировать и в НГУ. Для поддержки увлеченных необходимо построить физический корпус НГУ, проект которого подготовлен лет 15 назад. Нужно усилить пропаганду точных наук по телевидению, подготовив интересные курсы лекций для школьников.

В принятой недавно концепции развития НГУ предусматривается увеличение масштабов поствузовской подготовки. Число аспирантов совместно с аспирантурами институтов можно довести до 2,5 тысяч. Нужно готовить специалистов по инновационному менеджменту. Они требуются во всех институтах. В НГУ такой курс разработан. После теоретической подготовки менеджерам будет полезно изучить зарубежный опыт в различных технополисах мира.

Для инновационного развития институтам потребуются химики-технологи, средне-технический персонал. Но все эти планы останутся на бумаге, если не начать строить новые общежития, жилье, развивать инфраструктуру, не превратить Академгородок в привлекательный для инвестиций район.

В зарубежных странах инфраструктуру технополисов развивает государство. Если в бюджете нашей страны опять не найдется денег на науку, давайте использовать свои земельные ресурсы, высокую квалификацию специалистов. Нужно разработать программу развития ННЦ, создать команду или компанию по управлению ресурсами Академгородка, привлекать не только государственные инвестиции, но и частные, в том числе средства компаний, расположенных на территории Академгородка.

"О роли Совета директоров в формировании политики социально-экономического развития ННЦ СО РАН"

— тема выступления академика С.Багаева, директора Института лазерной физики, председателя Совета директоров институтов ННЦ.

Он рассказал о роли Совета директоров в формировании политики социально-экономического развития Новосибирского научного центра. Он считает, что Совет директоров — это возможная форма повышения активности и самостоятельности управления ННЦ. Суть столь сложного предмета выступающий не раскрыл, а только напомнил, что Совет был создан в прошлом году. В его составе 17 человек, представляющих наиболее активно работающие институты. Главная цель Совета — способствовать решению социально-экономических вопросов. Основа для дальнейшего развития — формирование свободной высокотехнологичной зоны; развитие инновационной деятельности, в первую очередь — малого наукоемкого бизнеса. Такая работа только начинается. Эти вопросы Совет директоров намерен обсуждать.

В планах Совета обсуждение непростых проблем собственности в ННЦ, жилищного строительства, наболевшие вопросы медицины, жилищно-коммунального хозяйства.

Для того, чтобы Совет директоров действительно участвовал в большой работе и смог что-то решать, его председатель считает, что должны быть сформулированы несколько положений. В Уставе и в Положении о Новосибирском научном центре должен быть определен статус Совета директоров ННЦ. Совет должен участвовать в принятии решений — речь идет о стратегии и решении текущих вопросов деятельности ННЦ — решения Президиума, его Бюро по ННЦ должны приниматься по согласованию с Советом директоров. Необходимо разработать согласованную программу, то есть выделить ключевые проблемы ННЦ и наметить, каким образом они должны реализовываться.

О проблемах управления имущественным комплексом и землей в ННЦ СО РАН

— тема выступления В.Юрченко, директора Сибирского филиала Агентства по управлению имуществом РАН.

Докладчик коротко обозначил основные правовые акты, которыми регулируются в настоящее время имущественные и земельные отношения в РАН. В.Юрченко напомнил, что в августе 1996 года Федеральным Законом "О науке и государственной научно-технической политике" за всем имуществом Российской академии наук окончательно закреплен статус федеральной собственности, а сама Академия была наделена "правом владения, пользования и распоряжения" этим имуществом. В июле 1998 года в Закон были внесены изменения, которые однозначно позволили учреждениям РАН самостоятельно использовать арендную плату для содержания и развития своей научно-производственной базы.

По состоянию на 1 ноября 2002 года на балансах организаций Новосибирского научного центра СО РАН учтено около 1,5 тыс. объектов недвижимости, в том числе 394 жилых здания. Общая площадь объектов недвижимости, за исключением жилых, составляет 1,2 млн кв. м балансовой стоимостью около 2,3 млрд руб. Кроме того, за организациями ННЦ Сибирского отделения РАН числятся 28 объектов незавершенного строительства.

В.Юрченко выделил одну из основных проблем имущественного комплекса: на данный момент только на 58 объектов недвижимости оформлены новые паспорта БТИ, и эти объекты закреплены приказами Сибирского филиала Агентства по управлению имуществом РАН за организациями ННЦ СО РАН на праве оперативного управления. Из них право оперативного управления зарегистрировали только 4 организации и всего на 12 объектов (!). Вряд ли это можно объяснить только отсутствием денег. Это говорит о том, что многими руководителями недооценивается значение закрепления и регистрации имущественных прав. В соответствии с Законом о регистрации свидетельства о регистрации права является единственным доказательством, подтверждающим наличие прав. По букве закона провообладатель не имеет права распоряжаться имуществом, права на которое не зарегистрированы. Есть вероятность, что рано или поздно мы не сможем сдавать в аренду такие объекты и лишимся возможности дополнительного финансирования за счет аренды.

Вторая часть выступления посвящена проблемам земельного комплекса.

Оформление правоустанавливающих документов на территорию ННЦ СО РАН началось еще в 1993 году на основании Постановления ВС Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. земельные участки в бессрочное и бесплатное пользование". Практически все наиболее значимые земельные участки в городской черте и в окрестностях города оформлялись непосредственно на Сибирское отделение как на юридическое лицо. Параллельно оформлялись документы на земельные участки в Новосибирском сельском, Искитимском районах, где расположено несколько объектов СО РАН. Упомянутым выше постановлением Академии наук было предоставлено также право сдавать земельные участки в аренду. На конец 2001 года в ННЦ действовало 183 договора аренды земельных участков. Однако с момента принятия нового Земельного кодекса (25 октября 2001 г.) сдача земли в аренду запрещена (ранее заключенные договора пока действительны). Утрачена также возможность вносить право пользования землей в качестве вкладов в договоры долевого участия на достройку объектов, незавершенных строительством, или реконструкцию уже существующих, но требующих капитального ремонта зданий, а также в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ.

В январе этого года вступил в действие подготовленный Минимуществом Федеральный Закон "О разграничении прав государственной собственности на землю", на основании которого произойдет разделение земель, до настоящего времени находящихся в общей государственной собственности, — на земли федеральные, земли субъектов Федерации и муниципальные земли.

Пока не завершится процесс разграничения государственной собственности на землю, любые манипуляции с этим ресурсом нецелесообразны, за исключением, может быть, конкретных решений неотложных вопросов жизнеобеспечения Академгородка. В данном случае заказчиком строительства должно выступать Сибирское отделение РАН в лице УКСа или другой организации, имеющей соответствующую лицензию.

На данный момент в сфере землепользования основной задачей Сибирского отделения и входящих в его состав организаций является завершение оформления, а в некоторых случаях обновление правоустанавливающих документов на закрепленные за ними земельные участки и предоставление необходимых данных для включения этих участков в состав федеральных земель.

В обсуждении докладов приняли участие А.Ременный, исполнительный директор ассоциации "Сибакадеминновация", М.Предтеченский, председатель правления ассоциации "Сибакадеминновация", А.Попков, руководитель профсоюза ННЦ СО РАН, А.Куприянова, научный сотрудник ИВЭП (Новосибирская группа), Я.Васильев, научный сотрудник ИНХа. Председательствующий на собрании академик Н.Добрецов прокомментировал все доклады и практически все выступления, поясняя ситуацию на конкретных примерах, давая ответы на поставленные вопросы.

В заключение собравшимся был представлен проект решения Общего собрания, принятый с учетом замечаний выступивших на собрании.

Отвечая на вопрос о выполнении решений предыдущего Общего собрания ННЦ, академик Н.Добрецов дал краткие пояснения по каждому пункту решения собрания 2001 года. Предусмотрено в повестку последующих собраний включать вопрос с информацией главного ученого секретаря Отделения о ходе выполнения решений предыдущих собраний.

На этом Общее собрание ННЦ СО РАН закончило работу.

В последующих номерах газеты редакция планирует более подробно ознакомить читателей с рядом докладов и выступлений на Общем собрании ННЦ.

Материалы подготовили журналисты редакции "НВС".

стр. 2-3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?2+227+1