Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 4 (2390) 1 февраля 2003 г.

СЛОВО ОБ УЧЕНИЦЕ

Судьбе было угодно, чтобы в свое время я оказался в гуще молодых талантливых людей, которые (я не побоюсь торжественных слов) вместе со мной фактически дали обет служения химической науке. Многие из них считают себя моими учениками. Я горжусь ими — докторами, кандидатами наук, сотрудниками без ученой степени. Четверо их них стали членами РАН, а еще четверо — членами молодой Академии наук Башкортостана.

Академик Г.Толстиков.

Иллюстрация

Среди докторов наук особенно заметны восемь ярких женщин. Умницы-работяги, получившие самую высокую научную степень без всякой поправки на "женский фактор", способны дать фору многим коллегам-мужчинам.

Одна из них — доктор химических наук Эльвира Эдуардовна Шульц из Отдела природных и биологически активных соединений Новосибирского института органической химии им. Н.Н.Ворожцова, 30 января отметила 50-летие.

Э.Шульц родилась и провела детство в Казахстане. Окончив Уфимский нефтяной институт, три года отработала инженером микробиологического предприятия. В 1979 году мне, директору академического химического института в г. Уфе, представили тихую, скромную девушку, которая, по ее признанию, хотела бы заниматься научной работой. С удивлением и удовольствием я наблюдал, как быстро исчезают у Эльвиры Эдуардовны пробелы в знаниях, необходимых для лабораторного исследователя, как уверенно отвечает она на вопросы.

Очень быстро товарищи по работе поняли, что Эльвира Эдуардовна — экспериментатор от Бога. В 1985 году она защитила кандидатскую диссертацию, которой могли бы позавидовать иные докторские работы. Должен сказать, что среди нескольких научных направлений, которые довелось мне разрабатывать вместе с учениками, важное место занимает медицинская химия. Эльвире Эдуардовне по душе пришлась эта тематика, и она стала с увлечением ею заниматься.

Рискуя утомить читателя специальными терминами, скажу, что Эльвире Эдуардовне удалось найти новые группы мощных противовоспалительных и противоязвенных соединений. Параллельно она обнаружила ранее не описанные реакции.

После защиты диссертации Э.Шульц возглавила группу из четырех человек и быстро показала себя превосходным "играющим тренером". Этому женскому коллективу по силам оказались сложные синтезы. Мало кому в лаборатории так везло на запутанные превращения молекул, как Эльвире Эдуардовне с сотрудницами. Высокое экспериментальное искусство, уверенное владение спектральными методами позволили им "разгрызать" самые крепкие орешки.

Особенностью стиля нашей уфимской химической команды была способность сотрудников отключаться от основной работы для срочного выполнения задания, не имеющего прямого отношения к тематике. Необходимость такого переключения чаще всего диктовалась нашими связями с нефтехимической и химической промышленностью. Кроме того, довольно часто приходилось проводить наработку крупных партий препаратов для доклинических и клинических испытаний. В этой связи вспоминаю, как Эльвира Эдуардовна буквально в считанные недели синтезировала образец антагониста морфина налоксона, став первым в стране химиком, освоившим сложный синтез важного препарата.

В 1993 году я переехал на работу в НИОХ. Согласно договоренности с академиком В.Коптюгом, возглавлявшим НИОХ, несколько сотрудников могли переехать со мной в Новосибирск. Через год в институте появилась Эльвира Эдуардовна, с блеском защитившая в 1994 году докторскую диссертацию.

И здесь химики вскоре убедились, что она обладает редким дарованием. Э.Шульц, ранее не занимавшаяся нативными растительными соединениями, быстро стала заправским химиком-природником и возглавила новое для института направление — химию природных и синтетических алкалоидов.

Высокая эрудиция, обучаемость, трудолюбие, подлинная страсть к науке, позволяют Эльвире Эдуардовне уверенно ориентироваться в химии терпеноидов, алкалоидов, фенольных соединений. Если в докторской диссертации ученого наряду с новыми реакциями, перегруппировками и сложными синтезами значатся высокоэффективные анальгетики, антидепрессанты и канцеростатики, то новосибирский период ознаменован разработкой оригинальных ингибиторов репродукции вирусов иммунодефицита человека.

И когда она только находит время для собственной экспериментальной работы? Приходится только изумляться! Объяснение тут одно — талант.

Мне остается только порадоваться, что новое дело я передаю в хорошие, поистине золотые руки умному, предельно уважающему свой предмет Химику.

Доброго пути, дорогая Эльвира Эдуардовна! У вас есть все для дальнейших научных свершений.

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+234+1