Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 8 (2394) 1 марта 2003 г.

ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ
НАУЧНОГО ГОРОДКА

На территории Новосибирского научного центра действуют около ста частных предприятий, специализирующихся на наукоемкой продукции. Недавно они объединились в ассоциацию участников научной и инновационной деятельности "СибАкадемИнновация". Цель ее создания — содействие развитию инновационной деятельности через организацию открытого, взаимовыгодного сотрудничества с академическими и отраслевыми научными структурами, промышленностью и финансовыми структурами.

Более подробно об этом рассказывает Андрей Ременный, исполнительный директор Ассоциации, отвечая на вопросы нашего корреспондента Валентины Садыковой.

— Весь прошедший год с трибун совещаний мы слышали — инновация, инновационный бизнес, инновационный путь развития... В том же году образовалась и ваша ассоциация "СибАкадемИнновация". Какова цель ее создания и какие проблемы она может решать?

— Начнем с благозвучного термина, позаимствованного в англоязычных странах. Коротко говоря, инновация — процесс воплощения идеи, научной разработки в коммерческий или социально значимый продукт. Думаю, у многих тут возникнет ассоциация с подзабытым лозунгом "внедрение научно-технических достижений в производство". И многие вспомнят, с каким трудом шло "внедрение" во времена командной экономики, когда годы уходили только на преодоление многочисленных бюрократических барьеров, не говоря уж об отсутствии реальной экономической заинтересованности самих предприятий в нововведениях. Казалось бы, времена изменились, и промышленники должны бы давно выстроиться в очередь к институтам за готовыми разработками, а институты — получать заказы на новые технологии и прикладные исследования. Но этого не происходит.

Иллюстрация

Отечественная промышленность пока еще не имеет того запаса устойчивости, который позволяет вкладывать средства в НИОКР и разработки, не доведенные до стадии промышленного образца. Зачастую, менее рискованной оказывается закупка зарубежной технологии и готового оборудования, пусть более дорогого. С другой стороны, научные институты не стремятся брать на себя функции конструкторских и технологических бюро — обычно, разработка, доведенная до действующего лабораторного образца, полностью удовлетворяет своего создателя в научном плане. Такая ситуация характерна не только для нашей страны. Мировой опыт показывает, что задачи доведения научных разработок и идей до коммерческого продукта наиболее успешно решают небольшие высокотехнологичные компании, которые возникают вокруг научных центров.

Активная государственная поддержка таких компаний осуществляется не только в технологически развитых странах, но и в странах, которые мы относили к "третьему миру" — в Китае, Индии, Малайзии и даже во Вьетнаме идет строительство прекрасно оснащенного технопарка для развития наукоемких технологий. Что касается нашей страны, то поддержка инновационного бизнеса пока носит чисто декларативный характер. И тем интереснее опыт малых компаний Академгородка, которые успешно работают в этой сфере.

Мы знаем, как много выпускников университета и научных сотрудников ушло в свое время в бизнес, где они возглавляют теперь солидные торговые и производственные предприятия, но прослойка тех, кто занимается высокими технологиями чрезвычайно мала. Это говорит о том, что наукоемкий бизнес требует особенной энергии, отдачи и, я бы сказал, преданности этому делу.

Общим для этих компаний является то, что, во-первых, ими руководят люди, сочетающие в себе широкий научный кругозор и незаурядные организационные способности, которые позволяют им находить нестандартные решения на стыке различных направлений. Во-вторых, история каждой из компаний насчитывает уже порядка десяти лет, и они видят конкретную перспективу своего дальнейшего развития. И, наконец, все они связывают свое будущее с Академгородком. Идея объединения инновационных предприятий в ассоциацию не нова. Она периодически возникала в последние годы. Но только сейчас, когда у всех — я имею в виду и СО РАН, и администрацию Советского района, и областную власть — сформировалось понимание необходимости поддержки и ускорения инновационных процессов с опорой на малый бизнес, пришло время для реального объединения.

Наша ассоциация "СибАкадемИнновация" учреждена ведущими компаниями Академгородка при участии и поддержке СО РАН и областной администрации в лице Фонда поддержки науки и высшего образования. Мы выделяем две основные задачи Ассоциации. Первая — политическая. Это защита интересов входящих в Ассоциацию компаний, выработка единых подходов к решению общих проблем. Вторая — развитие инновационного бизнеса в регионе и формирование благоприятной для него среды. Поэтому мы создаем при Ассоциации службы, которые облегчат решение задач, связанных с использованием интеллектуальной собственности, разработкой инвестиционных бизнес-планов, юридической проработкой контрактов, внешнеэкономической деятельностью и т.д. Пользуясь предоставленной возможностью, я приглашаю в Ассоциацию организации, разделяющие ее цели и задачи, а также всех, кто хочет реализовать свои идеи и разработки.

— Андрей Николаевич, расскажите немного о наукоемких фирмах, вошедших в ассоциацию. Как им удалось выстоять в предыдущие годы "великой депрессии"?

— Для любого коммерческого предприятия правильный выбор сектора рынка для своей продукции — это половина успеха. Дальше побеждает тот, кто стремится предложить более качественный товар и больше любит своих клиентов. Но инновационным компаниям приходится решать и еще более сложные задачи — ведь зачастую рынка на продукт, который они разрабатывают, просто не существует! Поэтому история этих предприятий — не только история создания новых технологий, это и история нестандартных маркетинговых решений для их продвижения. Именно с этой точки зрения я и хотел бы представить компании, входящие в Ассоциацию.

Разработанный компанией "МЕТА" (в сотрудничестве с Институтом катализа) прибор "Sorbi" поначалу предназначался для применения в узком классе технологических процессов. Однако, апробация прибора на отдельных промышленных предприятиях выявила большой спрос на сходную методику анализа материалов со стороны предприятий смежных отраслей. Цепочка спроса потянулась, и сейчас "МЕТА" выпускает уже несколько модификаций прибора. То же происходит и с другими технологиями, разработанными компанией: автоматизация процессов разливки стали и система очистки воды с применением мембранной фильтрации вызывают целый каскад спроса со стороны предприятий после того, как технологии были успешно установлены и дали экономический эффект хотя бы в одном случае.

Компания "ЭкоНова" — признанный лидер в разработке приборов для жидкостной хроматографии. Стиль компании — отработка технологий до совершенства. Достаточно сказать, что отдельные механические детали их последней разработки — прибора "Милихром А-02" — по своим точностным характеристикам не могут быть изготовлены на оборудовании, которым располагают предприятия Новосибирска, и эти детали приходится заказывать за рубежом. Приборы компании поставляются в лаборатории ведущих Российских НИИ, РАО ЕЭС, МВД, ФСБ, а также на экспорт, в том числе в Германию, Францию и США.

История компании "ТАЙРУС" — это пример того, как технология, основы которой были заложены в академическом институте, целенаправленно усовершенствовалась в рамках коммерческого предприятия и привела к реализации промышленного выпуска кристаллов ювелирного качества. Изумруды, рубины, сапфиры "ТАЙРУСА" — желанный товар для множества зарубежных компаний, специализирующихся в огранке драгоценных камней.

Компания "Медико-биологический союз" начинала (одной из первых) с разработки тест-системы на ВИЧ-инфекцию. Сейчас она выпускает целый спектр диагностикумов на различные заболевания и работает над другими биотехнологическими проектами. Освоив производство стандартных панелей для контроля качества тест-систем, компания не только создала новый продукт, не выпускавшийся ранее, но также создала и рынок этого продукта. И сейчас стандартные панели составляют существенную долю в структуре ее продаж.

Международный научный Центр по теплофизике и энергетике работает над крупным проектом, реализация которого позволит создавать заводы по уничтожению опасных промышленных отходов и токсичных материалов на основе плазменно-химической технологии. В прошлом году этот проект выиграл конкурс русских инноваций и вызвал огромный интерес у зарубежных фирм, но, к сожалению, только у зарубежных.

Несколько слов о проблемах, вернее, о самой острой из них. Все наши компании находятся на том уровне, когда для дальнейшего развития им необходимы производственные площади. В среднем, это 2000 квадратных метров на каждую. Эта проблема, которую надо решать сообща и с городскими властями, и с СО РАН.

И, наконец, что помогло этим людям — я имею ввиду руководителей инновационных компаний — пережить хаос 90-х годов, сохранить и усилить свое дело. Я думаю, на девяносто процентов — это их жены и дети. Крепкая семейная поддержка нужна всем, но человек, посвятивший жизнь инновациям, без нее просто не обойдется...

— Может ли быть полезен опыт, приобретенный иннновационными фирмами в доведении научной идеи до продукта и потребителя, в более широком масштабе?

— Безусловно, опыт, накопленный инновационными фирмами Академгородка, будет полезен как другим компаниям, так и людям, планирующим создание своих предприятий в этой сфере деятельности. Я вижу, что просто общение между собой в рамках Ассоциации уже помогает фирмам находить решение некоторых задач. Сейчас мы наполняем информацией сайт Ассоциации, где будут представлены все аспекты ее деятельности, возможности и продукция ее членов. Я думаю, было бы полезно, если и на страницах "Науки в Сибири" каждая компания рассказала о себе и секретах инновационного бизнеса. Какие общие выводы можно сделать по реализации научных разработок, основываясь на опыте инновационных фирм? Мне представляется, что разработчикам не стоит ждать, пока к ним кто-то придет. Надо активнее внедряться в те секторы экономики, где сейчас появились деньги. Это добывающая и перерабатывающая промышленность. К сожалению, Новосибирск в своей основе — город машиностроения, где проблема может решиться только коренным обновлением основных фондов. Поэтому не случайно, что основное количество разработок инновационных компаний находит применение в металлургической и химической промышленности за пределами нашей области. Вообще, это очень интересный вопрос — правильное определение "точек роста" нашей промышленности с направлением инновационных усилий в эти точки, и он бы мог стать темой отдельной дискуссии.

— Как вы считаете, какое место должно быть отведено инновационному бизнесу в концепции технополиса?

— Как я уже говорил, все наши компании считают Академгородок своим "домом". От этого и конструктивное отношение к проблемам его обустройства и развития. Инновационный бизнес не может существовать вне научной среды, он заинтересован и в квалифицированных кадрах, в развитой городской инфраструктуре. Поэтому Ассоциация готова сотрудничать в этом отношении со всеми. Единственное условие — если такие программы требуют привлечения средств предприятий, то расход этих средств должен быть целенаправленным и прозрачным. Одно из наших предложений — создание в Академгородке специального фонда (обязательно необлагаемого дополнительными налогами), через который фирмы могли бы направлять деньги на решение конкретных городских проблем. Что касается программы технополиса, то, я думаю, у нас есть взаимопонимание и с администрацией Советского района, и с СО РАН по задачам программы и нашей в ней роли.

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+239+1