Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 12 (2398) 28 марта 2003 г.

ОБРЕЛИ ТОЧКУ ОПОРЫ

Невостребованность производством всегда была "камнем преткновения" российской науки, а в годы перестройки вообще стала настоящим бедствием. Но меняется ли сейчас, когда промышленность начинает восстанавливаться, появляются новые мощные компании, отношение к прогрессивным научным идеям у новых собственников? Поиск ответа на этот вопрос стал основным в беседе нашего корреспондента Галины КИСЕЛЕВОЙ с генеральным директором известного в Сибири института СибВАМИ, лауреатом Государственной премии Вячеславом ВЕСЕЛКОВЫМ.

— Несколько слов о том, чем занимается ваш институт.

— С конца 50-х годов в Сибири, богатой энергетическими ресурсами, началось проектирование и строительство алюминиевых заводов в гг. Иркутске, Братске, Красноярске и Саяногорске. В целях приближения науки к объектам проектирования в 1959 году была образована проектная организация — Иркутский филиал Всесоюзного алюминиево-магниевого института (ВАМИ). Институт занимался генеральным проектированием Иркутского, Братского и Новокузнецкого алюминиевых заводов, технологическим проектированием Уральского и Богословского алюминиевых заводов, создавал цеха кремния на ИркАЗе и БрАЗе. Проектировал также Челябинский и Новосибирский электродные заводы, участвовал в технологическом проектировании уникальных криолитовых заводов на Урале. Работали по отдельным направлениям и при строительстве других заводов алюминиевого комплекса. За работу над этими проектами специалисты Иркутского филиала ВАМИ получили авторские свидетельства на 700 изобретений и 180 патентов. Многие специалисты отмечены правительственными наградами.

Как филиал институт просуществовал до 1992 года, затем получил новый статус и название — СибВАМИ. Экономические реформы в начале 90-х годов принесли перемены и в наш институт. Алюминиевая промышленность боролась за выживание, и о проектировании, а тем более модернизации действующих предприятий или строительстве новых мощностей, речи не шло. Институт погружался в глубокий кризис: не было заказов, уходили специалисты, техническая база устаревала... Но мы старались держаться, поскольку понимали, что когда-то это "погружение на дно" все равно закончится. И оказались правы.

В 1994 году совместно с фондом имущества мы провели конкурс по продаже 20-процентной доли государства в Уставном капитале института. Конкурс выиграла компания "РЕНОВА", которая тогда вкладывала деньги в развитие своего бизнеса на Иркутском алюминиевом заводе и со временем стала стратегическим инвестором "Сибирско-Уральской алюминиевой компании" (СУАЛ).

Госпакет мы продавали с условием выполнения инвестиционной программы, направленной на развитие института. В течение нескольких лет эта программа выполнялась — средства направлялись на приобретение современной техники с программным обеспечением и нового лабораторного оборудования. В 2001 году была принята программа развития института, согласно которой мы и действуем сейчас. Около 85% объемов наших работ связано с предприятиями группы СУАЛ, многие из которых мы в свое время проектировали: алюминиевые и глиноземные заводы, бокситовые рудники, заводы по переработке алюминия...

— На чем акцентируете внимание сегодня?

— С вхождением института в группу СУАЛ все изменилось. Мы обрели "точку опоры", начали становиться на ноги. Сделали капитальный ремонт производственных помещений, дополнительно приобрели новое оборудование. Если в 1998 году объем работ по проектированию составлял 3,3 млн рублей, то в 2002-м году — уже 30 млн рублей.

По существу наш институт состоит из двух крупных подразделений — научного и проектного. В научной части восемь лабораторий. В ее составе имеется довольно крупный патентно-лицензионный отдел, который занимается патентным поиском, приемом заявок практически от всех предприятий группы СУАЛ и оформлением патентов. Проектная часть — это технологические подразделения плюс стандартный набор общеинженерного проектирования.

В 2000-м году мы предложили руководству СУАЛа разработать программу технического развития до 2010 года всех 19 предприятий, входящих в компанию. Специалисты института хорошо знают состояние алюминиевых производств, которые сами же и проектировали. Нас поддержали. Мы привлекли специалистов, подготовили большую и серьезную программу. Она прошла обсуждение в компании и принята, идет ее реализация. У нас налажена корпоративная связь со всеми предприятиями и подразделениями СУАЛа в Москве, Мурманске, Шелехове, на Урале. Институт начал работу по внедрению системы менеджмента качества и ее сертификацию по международному стандарту ISО-9000.

У нас появилась возможность не только модернизировать и обновлять оборудование в соответствии с современными требованиями, но и приглашать нужных специалистов. Сейчас в институте работают 240 человек, из них 2 доктора и 15 кандидатов наук. В последнее время мы активно принимаем молодых.

— С академической наукой сотрудничаете?

— Безусловно. В принципе, нам очень не хватает фундаментальных разработок. Есть задачи, которые мы одни просто не решим, например, поиск новых материалов, разработка технических решений. По совместительству в институте работают четыре математика. Выполняем совместные программы с академическими институтами. Так, с сотрудником Института геохимии СО РАН Владимиром Таусоном работаем по порошкам и кремнию. В будущем планируем на базе СибВАМИ создать учебный центр для технических руководителей группы СУАЛ. И, конечно, будем и дальше привлекать специалистов из академической науки.

— Ваш институт — единственный в отрасли, поддерживаемый таким крупным промышленным холдингом?

— Нет, у СУАЛа на Урале, в центре российской металлургии, есть еще один институт — "Уралалюминий". Вторая крупная российская алюминиевая компания РУСАЛ имеет также свои институты и тесно сотрудничает с СибВАМИ. Однако, в нашем регионе, мы, пожалуй, единственные, у кого имеется реальная поддержка от промышленного холдинга.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+242+1