МАТЕМАТИКА В XXI ВЕКЕ
Международный конгресс "Математика в XXI веке. Роль
механико-математического факультета Новосибирского
государственного университета в науке, образовании и бизнесе".
Новосибирск, Академгородок, 2528 июня 2003 года.
Выпускники ММФ НГУ: декан ММФ чл.-корр. РАН С. Гончаров
директор ФМШ им. М.А. Лаврентьева чл.-корр. РАО А. Никитин
Можно говорить о математике в различных планах: поставить во
главу угла отдельные направления, задачи или идеи, творчество
великих или выдающихся математиков, достижения различных
сообществ. А можно говорить о математике как едином целом, в
котором тесно переплетаются понятия и методы, творчество и
достижения, философские основы и приложения.
Несомненно только то, что на протяжении нескольких тысячелетий
всякое серьезное образование необходимо подразумевает знание
арифметики, геометрии и диалектики (логики). Еще две-три тысячи
лет тому назад были очевидные применения математики в экономике:
собрать дань или налог, подсчитать проценты с должника, правильно
установить границы земельных участков, произвести подсчет
провианта для военного похода и т.д. При этом решались и
инженерные задачи: построить храм, дом, возвести плотину,
провести оросительный канал и др. Затем появились задачи,
связанные с мореплаванием: построение карт, расчет длин пути и
пр. Астрономия была одним из главных предметов в обучении
построение календарей и использование в навигации. Заметим, что
важным предметом была диалектика (логика).
Конец XIX начало XX вв. ознаменовались несколькими программами
развития математики: Эрлангенская программа Феликса Клейна,
проблемы Давида Гильберта (1900, Париж, 2-й Межд. Матем.
конгресс), доклад А.Пуанкаре "Будущее математики" (1908, Рим,
4-й). Почти единодушное признание получила теория множеств
Г.Кантора, математическая логика вошла в список математических
дисциплин. По инициативе Ф.Клейна была издана "Энциклопедия
математических наук". Важнейшими направлениями развития
математики в то время предполагались: теория аналитических
функций "ведущая" математическая дисциплина XIX в., теория
функций действительного переменного, аналитическая теория
дифференциальных уравнений и др. Традиционными областями были:
теория чисел, геометрия, теория вероятностей и математическая
статистика. Новыми областями были: топология, алгебра и др.
Отметим еще одну особенность развития математики в тот период: в
связи с потребностями практики возникает необходимость пересмотра
программ средней и высшей школы процесс, которому не видно
конца...
Прошло двадцатое столетие, уже третий год мы живем в третьем
тысячелетии. Какое влияние на математику оказали сравнительно
молодой механико-математический факультет и физико-математическая
школа им. М.А.Лаврентьева Новосибирского государственного
университета? К преподаванию на нашем факультете в разные годы
имели или продолжают иметь непосредственное отношение всемирно
известные специалисты в области математики, механики,
информатики, экономики: академики М.А.Лаврентьев,
А.Д.Александров, А.С.Алексеев, А.А.Боровков, И.Н.Векуа,
С.К.Годунов, А.П.Ершов, Ю.Л.Ершов, Ю.И.Журавлев, Л.В.Канторович,
П.Я.Кочина, М.М.Лаврентьев, В.Л.Макаров, А.И.Мальцев,
Г.И.Марчук, В.Н.Монахов, Л.В.Овсянников, Ю.Г.Решетняк,
С.Л.Соболев, Ю.И.Шокин, Н.Н.Яненко, члены-корреспонденты
Б.Д.Аннин, С.С.Гончаров, А.Н.Коновалов, В.Е.Котов, А.А.Ляпунов,
В.Д.Мазуров, Б.Г.Михайленко, Г.А.Михайлов, П.И.Плотников,
В.В.Пухначев, В.Г.Романов, И.А.Тайманов, В.М.Тешуков,
А.М.Федотов, В.Г.Хорошевский, М.И.Каргаполов, В.В.Шайдуров,
А.И.Ширшов и др.
Наличие сообщества выдающихся математических научных школ и их
лидеров обеспечивает не только высокий уровень подготовки
специалистов, но и разработку актуальных направлений современной
математики и ее приложений. На конгрессе в докладах ведущих
специалистов мирового класса в области математики и ее приложений
будут обсуждаться перспективы развития математики в XXI в.
В этом столетии в эпоху формирования нового информационного
общества важнейшим из приложений безусловно является сфера
образования, в которой ее математическая составляющая играет
фундаментальную роль. Обсуждение проблем математического
образования в средней и высшей школе, а также в элитных
университетах таких, как Московский, Новосибирский и
Санкт-Петербургский является одной из главных тем нашего
конгресса. Несомненно, что в рамках круглого стола по проблемам
математического образования будут подняты актуальные проблемы
реформ и реформирований в школьном образовании, которые в
настоящее время волнуют как специалистов-математиков,
преподавателей вузов и школ, так и родителей.
Проблема становления и развития математики в Сибири на
международном уровне, исторические аспекты и анализ опыта,
обеспечившего успехи выпускников ММФ НГУ в науке и образовании,
бизнесе и управлении, современных производствах и новой экономике
будет также предметом обсуждения на круглых столах Конгресса.
Мы убеждены, что в работе конгресса будут активно участвовать не
только специалисты, работающие в области математики и ее
приложений, но и учителя школ, преподаватели вузов, научные
работники... все, кому не безразлично развитие математических
наук и образования в России.
Организаторами и инициаторами конгресса являются выпускники ММФ
НГУ, работающие, как в науке и образовании, так и в самых
разнообразных сферах деятельности, объединенные в "Клуб друзей
ММФ НГУ".
Участникам конгресса предлагается широкая культурная программа:
футбольный матч, вечер встречи ветеранов ССО, вечер бардовской
песни, дискотека в стиле 80-х, встреча всех поколений выпускников
ММФ. Так уж получилось, что время проведения конгресса совпадает
с сорокалетием со дня первого выпуска.
Более подробную информацию о конгрессе можно получить в
интернете: http://www.sbras.ru/ws/MMF-21.
стр. 7
|