Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 24-25 (2410-2411) 27 июня 2003 г.

ПАРТНЕРСТВО ВО ИМЯ ЗДОРОВЬЯ

Человеческая психика устроена так, что проблемы, мешающие человеку жить, погребены в бессознательном, и вряд ли возможно их извлечь без посторонней помощи, а потому "транспортировкой" проблем в сознание занимаются клинические психологи. С нового учебного года начнется подготовка таких специалистов в Томске. В Сибирском государственном медицинском университете (СГМУ) открывается факультет клинической психологии и психотерапии.

Татьяна Багаева

Три года назад клиническая психология — как специальность — была утверждена приказом министра образования. Сразу же разгорелась дискуссия о том, кто ее должен преподавать. Медики отстаивают свою точку зрения, что клиническая психология должна преподаваться только в медицинских вузах хотя бы потому, что в других нет клиник. Психологи-гуманитарии считают, что клиническая психология - лишь ветвь общей психологии, а та давно изучается в классических университетах. В ответ на это медики находят иные аргументы: психология человека, потерявшего близкого, психология онкологического больного и больного сахарным диабетом, у которого отняли ногу, психология девушки, лицо которой обезображено экземой, и психология беременной женщины — сильно отличаются друг от друга. Чтобы разобраться в нюансах, надо быть рядом с пациентом и знать клинику заболеваний.

На фоне таких разногласий открытие новой специальности в медицинском университете было делом крайне сложным. Однако помогать взялся не кто иной, как ректор Томского госуниверситета Георгий Майер. Несмотря на то, что в его вузе тоже готовят психологов. И председатель совета ректоров Томска Геннадий Рогов, а он еще и зам. председателя Совета ректоров России, предпринял немалые усилия. Ректорат СГМУ разработал методические документы и концепцию факультета, получил их одобрение, а затем право и лицензию на ведение образовательной деятельности по специальности "клиническая психология".

Иллюстрация

Декан нового факультета Николай Корнетов — врач в четвертом поколении и профессор в третьем. Доктор медицинских наук, известный психиатр, психотерапевт Европейского регистра. Член международных академий и обществ, старший преподаватель Всемирной психиатрической ассоциации по программе "Депрессивные расстройства в общемедицинской практике". В прошлом году удостоен звания заслуженного деятеля науки. Руководитель отделения аффективных состояний НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН и областной суицидологической службы. Внес большой вклад в совершенствование методов распознавания и терапии депрессий. Как сказал ректор медицинского университета Вячеслав Новицкий, профессор Корнетов на деле много раз доказал, что словом можно вылечить. Николай Алексеевич — автор многих образовательных программ. По глубокому убеждению декана, клиническая психология должна изучаться прежде всего там, где люди болеют психически или физически. Мощная клиническая база, в отличие от многих вузов, у университета есть.

Психическими расстройствами в России страдают двадцать миллионов человек. Самыми распространенными считаются депрессивные состояния, затем следуют тревожные расстройства. А есть еще категория соматоформных расстройств. Это когда человек ходит по поликлиникам, жалуется на всяческие недомогания, его долго и тщательно обследуют и... ничего не находят. Пациент считает, что его врач плохой, и идет к следующему. Между тем его телесные ощущения и боли имеют психологическое происхождение. Алкогольная и наркотическая зависимости — еще одна серьезная проблема нашего времени. Расстройства пищевого поведения — тоже. Во всех перечисленных случаях врачебная помощь может быть неэффективной. А к психиатру эти люди не идут. Здесь-то как раз и должен прийти на помощь клинический психолог. "Объявления на столбах типа: "Помогу похудеть дешево", — говорит Корнетов, — являются прямым вызовом всем нам, еще одним указанием, что нужны психологи с клиническим опытом". Они понимают, что за тем же излишним желанием что-нибудь съесть могут скрываться психологические проблемы: стресс, тревога, депрессия, агрессия. Клиническая психология в свою очередь разветвляется на нейропсихологию, психологию здоровья, психосоматику и медицинскую психологию.

Сфера приложения клинической психологии — психическая деятельность и поведение человека, стесненные болезнью или психическими нарушениями, — будет определять организацию факультета. Он открывается в составе двух кафедр. На кафедре общей и дифференциальной психологии будет преподаваться академическая психология. По преимуществу психологами и психофизиологами, которые прошли специализацию в МГУ. А преподавательский состав кафедры клинической психологии и психотерапии — это известные в России психиатры и психотерапевты, хорошо знающие теорию психиатрии, медицинскую психологию и клиническую работу. Факультет поставил перед собой задачу объединить оба подхода к клинической психологии - медицинский и гуманитарный. Студентам по полной программе будут давать естественные науки: нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрогенетику, нейрохимию и психофармакологию. "Гуманитаризацию мы тоже ставим во главу угла, — подчеркнул профессор Корнетов. — Ведь гуманитарные науки — это одухотворение себя и окружающего мира в преломлении к любой современной технологической деятельности. А психотерапия — это и чувство, и технология... Плюс иностранный язык — поскольку есть договоренности со многими крупными европейскими университетами о сотрудничестве". В концепцию развития факультета заложена модель биопсихосоциальной помощи, которой старается придерживаться весь цивилизованный мир. Это означает, что человека нужно вылечить, восстановить его душевное равновесие и помочь ему вернуться в общество.

— Видимо, ваши студенты сами должны обладать определенными личностными качествами? — вопрос, адресованный Николаю Алексеевичу, возник как-то сам собой.

— Это должны быть люди, свободные в изъявлении своих эмоций, чувств. Коммуникативные качества можно развить, навыкам общения легко научить, а чуткость должна быть от природы. Абитуриенты пройдут творческий конкурс. Но без ограничений для личности. А потом мы будем стараться воспитывать и развивать в них эти черты и качества. Это закладывается в образовательную модель. Сейчас мы станем готовить студентов, больше предлагая коммерческих мест. На бюджетных ставках начнем воспитание элиты. Выпускники блестяще образованные, знающие иностранный язык, станут впоследствии докторами наук.

Как сказал нам ректор Вячеслав Новицкий, вуз весьма заинтересован в открытии новых специальностей. Само понятие "университет" предполагает многопрофильное образование. А в СГМУ до настоящего момента было только две специальности: "медицина" и "фармация". В будущем должна быть получена лицензия еще и на "экономику и управление здравоохранением".

— Мы не идем на то, — подчеркнул Вячеслав Викторович, — чтобы открывать модные специальности и зарабатывать деньги. И открываем только те новые специальности, что имеют самое прямое и непосредственное отношение к медицинскому университету. Если экономику — то для управления здравоохранением. Если психологию — то клиническую. Планируется, что в дальнейшем новый факультет станет институтом.

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+254+1