МАТЕМАТИКА НА СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В Красноярске в октябрьские дни прошли научные мероприятия,
объединившие в своем составе VII Всероссийскую научную
конференцию «Современные методы математического моделирования
природных и антропогенных катастроф» (по Программе научных
мероприятий СО РАН) и III Всероссийскую научно-практическую
конференцию «Проблемы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
(Комплексный план основных мероприятий МЧС России).
А. Тридворов
Организаторами конференций выступили администрация Красноярского
края и СО РАН (КНЦ СО РАН, ИВМ, ИВТ), вузы региона (КГТУ, НГУ,
НГТУ), региональные структуры МЧС и Госгортехнадзора России.
Научная программа мероприятий включала следующие направления:
развитие математических методов для приложений в задачах
моделирования природных и антропогенных катастроф; математические
методы, методики и технологии прогнозирования риска ЧС природного
и техногенного происхождения; математическое моделирование
ресурса, безопасности и аварийных ситуаций технических систем;
технологии и средства мониторинга и прогнозирования ЧС, системы
телекоммуникации, связи и контроля промышленной безопасности;
идентификация источников ЧС и оценка уровня индустриального и
экологического риска территорий; территориальные
автоматизированные информационно-управляющие системы по
чрезвычайным ситуациям; региональные проекты и программы, научные
проблемы в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС;
декларирование, страхование, экспертиза и освидетельствование
объектов повышенной опасности.
Работа конференций проходила под руководством академиков Ю. Шокина
и В.Шабанова, профессора В. Москвичева. В научных мероприятиях
приняли участие ведущие ученые и специалисты академических и
отраслевых институтов, вузов, промышленных предприятий,
организаций МЧС и ГГТН России из различных регионов страны
(Москва, Владивосток, Новосибирск, Якутск, Красноярск, Кемерово,
Тюмень, Южно-Сахалинск, Ижевск, Барнаул, Улан-Уде, Йошкар-Ола и
др.), а также специалисты из стран СНГ (Вильнюс, Одесса, Алматы,
Душанбе и др.).
В докладах, выступлениях и в ходе дискуссий отмечено, что в новых
условиях экономического и государственного устройства страны
деятельность по обеспечению безопасности населения и окружающей
среды перемещается в регионы.
Анализ особенностей социально-экономического развития Сибири в
последнее пятилетие позволяет отметить положительные тенденции в
изменении основных экономических показателей и оценить уровень
экономической безопасности как соответствующий стабильному
развитию с оптимистическим прогнозом на рост производственного
потенциала.
Однако по числу потенциальных источников чрезвычайных ситуаций и
по количеству населения, проживающему в расчетных зонах
воздействия поражающих факторов, семь субъектов РФ на территории
Сибири относятся к группе территорий первой степени опасности
(Красноярский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская,
Иркутская, Томская области и Алтайский край). Прямой материальный
ущерб по Сибирскому федеральному округу от чрезвычайных ситуаций
в последние годы, составляет более 5 млрд. рублей. В ближайшей
перспективе следует ожидать дальнейшего обострения ситуации по
числу природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Значительную долю ЧС составляют техногенные аварии и катастрофы.
Наиболее частыми являлись аварии на транспорте и промышленных
объектах, пожары. Период длительной стагнации производства привел
к резкому снижению уровня загрузки производственных мощностей и к
росту уровня износа основных производственных фондов до 50% в
целом по промышленности. Это привело к обострению проблем
техногенной безопасности, обусловленных многими причинами. Это,
во-первых, недопустимый износ средств производства и основных
производственных фондов; снижение активности по ремонту и
реконструкции зданий, сооружений, жизнеобеспечивающих систем и
производственных фондов. Снизился уровень ведомственного надзора,
недостаточна эффективность производственного контроля за
выполнением правил и норм промышленной безопасности. Нарушаются
правила промышленной безопасности при эксплуатации
производственных объектов, отсюда снижение технологической
дисциплины. Увеличилось неконтролируемое использование
взрывоопасных, пожароопасных, химически активных, радиационно- и
биологически опасных веществ. Обращалось внимание на
нерациональное размещение на территории многих городов Сибири
вредных производств и потенциально опасных объектов и т.д.
Требуется усилить нормативно-правовую базу в области промышленной
безопасности на региональном уровне.
Потери от аварий измеряются суммами от нескольких тысяч до
сотен миллионов рублей. Растет число людей, погибших от аварий,
катастроф и стихийных бедствий. Резко возросла доля населения
Сибири, у которого в результате ЧС были нарушены условия
жизнеобеспечения.
Основная часть непредвиденных экономических затрат обусловлена
природными ЧС: паводками и затоплениями, засухой, лесными
пожарами и возникновением вспышек массового размножения
сибирского шелкопряда. В последние годы обостряется проблема,
связанная с сейсмической безопасностью республик Алтай и Тыва,
Иркутской и Читинской областей, Красноярского края.
Все более критичной для регионов Сибири становится экологическая
безопасность, характеризующаяся нерациональным использованием
природных ресурсов, ростом удельного антропогенного воздействия
на окружающую среду. Обостряются проблемы, связанные с
образованием, накоплением и переработкой отходов производства и
потребления (несовершенство системы управления отходами, низкий
процент утилизации вторичного сырья, отсутствие мест захоронения
промышленных отходов 1-2-го класса опасности, недостаточность
полигонов для захоронения твердых бытовых отходов и т.д.).
Серьезные экологические проблемы обусловлены нерациональной
организацией системы водопользования, особенно для промышленных
нужд и в деятельности предприятий жилищно-коммунального
хозяйства, повышением объектов выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух.
Широкий спектр природных и техногенных источников опасности,
приводящих к возникновению ЧС в городах Сибири, предъявляет
особые требования к защите населения. На основании выдвинутых
проблем и предложений по их решению, высказанных в докладах и в
ходе дискуссий, участники научных мероприятий рекомендовали, в
частности, обратить внимание администраций субъектов Российской
Федерации Сибирского региона и усилить взаимодействие
научно-технических советов, созданных при Комиссиях по
чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации с
институтами Сибирского отделения Российской академии наук.
Необходимо осуществить разработку нормативной базы по
формированию экономических механизмов управления
природно-техногенной безопасностью на региональном уровне с целью
привлечения внебюджетных средств для финансирования превентивных
мер и снижения финансовых затрат из бюджетов всех уровней, для
возмещения ущербов от ЧС. Законодательно определить льготное
налогообложение для организаций, выполняющих работы по повышению
уровня природно-техногенной безопасности. Необходим и закон об
определении ответственности органов местного самоуправления за
состояние опасных производственных и гидротехнических объектов на
ликвидированных (обанкротившихся) предприятиях.
стр. 2
|