Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 24-25 (2460-2461) 25 июня 2004 г.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: БЛАГО ИЛИ ЗЛО?

Глобализацию нельзя отменить, как не отменить эволюцию. Но, как мне кажется, и сторонники, и противники глобализации в России пока плохо представляют себе все ее последствия. Говорят, глобализация, которая свяжет хозяйства разных стран в единую мировую экономику, повысит доходы населения. Но это не вся правда, точнее — полуправда. Действительно доходы могут повыситься даже в слаборазвитых и развивающихся странах. Но вместе с этим усилится экономическое расслоение и в развитых странах, и в догоняющих, развивающихся, реформируемых и перестраиваемых.

Владимир Накоряков,
академик РАН

Иллюстрация

Что происходит при глобализации с цепочкой производственного цикла? Она расчленяется, все ее звенья и стадии (разработка, производство вместе с комплектацией, маркетинг и сбыт) расселяются по разным регионам и странам.

Производительность труда раньше была главным источником «сверхприбыли» и богатства для развитых стран. При переносе производства в слаборазвитые страны возможен избыток квалифицированной рабочей силы. Например, в США возникает избыток инженеров, снижаются темпы роста доходов у работающих в некоторых отраслях промышленности, хотя доля зарплаты в ВВП здесь остается, в среднем, постоянной. В Китае в процессе глобализации экономики растет разрыв между самыми богатыми и бедными, между городом и деревней. Такой растущий разрыв характерен также для России, Чили, Бразилии, Индии и некоторых других стран, что приводит к социальному дискомфорту и подрыву авторитета государства в обществе. А это грозит неустойчивостью. К тому же уровень абсолютной бедности не уменьшается.

Долгое время считалось, что главный путь к успеху и процветанию для всех стран один — переход от сырьевой экономики к экономике товарной. Однако в середине семидесятых годов проявился неожиданный эффект такого перехода — цены на товары, произведенные в развитых странах, стали превышать цены на подобные товары в развивающихся. Это можно назвать эффектом «обедняющего» роста. Растет валовый продукт, но растет и бедность, поскольку растет безработица, ставшая спутницей современных технологий. Если проследить волну добавочной стоимости и ее распределение по разным странам, то нетрудно убедиться: в глобальной цене производства доля добавочной стоимости в развивающихся странах мала по сравнению с развитыми.

Экономическая глобализация — проблема не сегодняшнего дня. Доля внешней торговли растет непрерывно во всех странах, начиная с 1960 года. Особенно показательно это для Китая и Индии. В Китае продается сейчас более 40% ВВП. А наивысший доход на душу населения — в США. «Догнать и перегнать» среднего американца никто не может. В большинстве стран доход на душу населения составляет менее 5% от американского. Разрыв между лидером современной цивилизации и прочими странами увеличивается. Во многих странах падает доля зарплаты в ВВП, а это, кроме всего прочего, ведет к подрыву внутреннего рынка. Ни политики, ни экономисты пока не в состоянии всесторонне осмыслить эти противоречия глобализации. До их сознания не доходит очевидное: нет надежд на успех у тех стран, что ориентируются на внешний рынок, на мультиплицирование, рост производства, умножение международных корпораций и при этом не имеют собственной науки, солидного интеллектуального капитала и новых, перспективных разработок. Для таких стран ориентация на внешний рынок чревата кризисами и нестабильностью, поскольку может обернуться переселением в рынок с дешевой рабочей силой.

Все эти явления объясняются переменами в экономике и в общественном устройстве, которые тоже не всеми восприняты и осознаны. В цепочке «научно-техническая разработка — производство — продажа» раньше считалось основным этапом производство, а сейчас — научная идея, идея нового продукта, научно-техническая разработка и продажа. Именно поэтому во многих странах при расширении внешней торговли не растет уровень доходов. Отсутствие собственных научно-технических разработок, основанных на разработках компонент и комплектующих отраслей, исключает мультипликативность инновационного процесса и сдерживает развитие страны. Даже автомобилестроение без своих «мозгов», лишь на основе сборки бесперспективно. А наши собственные модели и конструкции автомобилей давно устарели.

Барьеры у входа в глобальную инновационную цепь очень высоки, и Россия может преодолеть этот барьер только при активном усилии государства. Необходимо резко повысить финансирование фундаментальной и отраслевой науки, образования и культуры, отдавать на это до 4-5 процентов ВВП. И делать это нужно сейчас, немедленно, а не в будущем. Цивилизованный мир уже перешел в состояние общества знаний, и успеха в этом обществе добиваются лишь те страны, которые не жалеют средств на науку, образование и культуру.

«Посткапитализм — общество знаний». Так называется одна из самых популярных книг известнейшего американского социолога и политолога Питера Драккера. Книга, изданная в 1984 году, удивительно точно предсказала нынешнюю ситуацию в мире. В 1992-1993 годах я был покорен замечательной идеей Питера Драккера, говорил о ней высокопоставленным чиновникам и богатым людям. Убеждал, например, Сосковца: «Давайте строить «общество знаний». Представляю, как я смешил его своей наивностью. Теперь-то видно, что они не собирались делать для страны ничего доброго.

Для успешного выхода на внешний, мировой рынок необходимо иметь не только высококачественные, суперсовременные товары. Очень много значит брэнд, всемирно известная торговая марка. То есть, производителя и хозяина товаров должны все знать, он обязан быть популярным. Сбыт без брэнда — дело трудное, почти невозможное. Много ли наших фирм имеют солидный брэнд? В списке пятисот самых известных компаний мира — лишь около десяти русских (среди них «Юкос», «Сбербанк», «Газпром», «Лукойл», представляющие на мировом рынке нашу финансовую систему и топливно-энергетический комплекс). Это очень мало для страны, которая известна своим искусством, научными достижениями и изобретениями. Кстати, все это считается брэндом страны. Да, наш российский брэнд — это и водка «Столичная», и Большой театр. А еще личности-брэнды (есть такое понятие) — авиаконструкторы Сухой и Туполев, оружейный конструктор и изобретатель Калашников, а также наши нобелевские лауреаты от науки и всемирно известные писатели и композиторы — Лев Толстой, Достоевский, Чайковский, Рахманинов… Есть прямая корреляция между количеством брэндов и уровнем страны. В России брэндов немало, но только все это — прошлая слава, прошлые достижения. И трудно нам состязаться на мировой арене с теми странами, чей брэнд силен и сегодняшними победами. Опасно пускать в Россию инвесторов с такими мощными брэндами, как «Дженерал Моторс» или «Дженерал Электрик». Сейчас, когда отечественная наука еще заторможена и с трудом выходит из кризиса, крупные зарубежные фирмы придут в нашу страну со своими научными разработками и никогда не примут, не пропустят разработки российских ученых. Я убедился в этом после своего десятилетнего опыта работы с «Air Products», «Дженерал Моторс», «Хьюлетт Паккард».

Особое место в мировой глобальной экономике занимает топливно-энергетический комплекс. 80 процентов мировых запасов нефти находятся в мусульманских странах. По прогнозам специалистов, запасы нефти и газа перестанут прирастать и начнут уменьшаться с 2020 года. Переход на возобновляемые источники и на энергосберегающие технологии, на водородную экономику предусмотрен в мировой глобальной стратегии. Этого требует Киотское соглашение. Киотский протокол полностью изменит наш подход к промышленному развитию, повысится роль энергосберегающих и экологичных технологий. В США начали серьезно заниматься энергосбережением в семидесятые годы, в связи с ультиматумом стран ОПЕК и топливными кризисами. И в США, и в Японии в каждом доме стоят тепловые насосы. С их помощью отапливают жилье, «собирая» тепло от водоемов, промышленных сбросов и от других источников, не вредя биосфере. Электроэнергия, расходуемая тепловыми насосами, частично оплачивается государством. Это плата за экологичную технологию, за чистую воду, за чистый воздух. На производство тепловых насосов в развитых странах тратят миллиарды долларов. Это перспективное производство и перспективный бизнес. А в России тепловые насосы — все еще диковинка, Институт теплофизики СО РАН делает их поштучно в течение сорока лет. Семь лет назад я выступал с докладом на эту тему на заседании Президиума РАН.

Год назад я предложил сделать доклад Президиуму РАН о водородной энергетике.

Эту тему начал развивать четыре года назад институт перспективных исследований, организованный известным предпринимателем Львом Семеновичем Черным. Мы создали две демонстрационные установки. Сейчас вокруг этой темы начался ажиотаж, потому что тема стала «денежной»: на водородную энергетику в год из разных источников набирается примерно 100 миллионов долларов. По российским меркам сумма немалая. А между тем в США и в Японии на разработки в области водородной энергетики за минувшее десятилетие израсходовано не менее десяти миллиардов долларов. «Дженерал Моторс» уже в 2005 году выпустит не менее 5000 автомобилей на топливных элементах, другие автокомпании тоже отставать не собираются. Автомобиль на водороде — чистая, бесшумная машина, которая становится электростанцией во время стоянки. Водородная энергетика поможет цивилизации обрести «второе дыхание» и восстановить здоровую связь с природой. Водород и электричество будут получать от энергии солнца, ветра, воды и от подземного тепла. Уже сейчас Дания получает 20% электроэнергии с помощью ветра, в будущем планирует получать таким образом 80% энергии, а запасать энергию через электролиз воды. И другие развитые страны выбирают для себя наиболее подходящие варианты водородной энергетики. А Россия с ее мощными интеллектуальными и природными ресурсами все еще стоит на распутье.

Какую стратегию избрать России, чтобы глобализация не превратила ее в полуколонию развитых стран с дешевым сырьем и дешевой рабочей силой? Нужно возродить былую мощь фундаментальной и отраслевой науки, если не хотим вымереть, как динозавры.

Надо следить не только за ростом ВВП, но и за ростом зарплаты. Зарплата — это не издержки производства, а гарантия высокого качества продукции и опора внутреннего рынка.

Не говоря уже о том, что пора, наконец, обеспечить людям давно обещанные достойные условия жизни.

Если хотим занять не последнее место на всемирном товарном рынке, необходимо постоянно заботиться о брэнде, пополнять и наращивать его новыми достижениями.

Необходимо полноценно финансировать, стимулировать, формировать разработки в области водородной энергетики. Ведь без водородной энергетики у цивилизации, у любой страны нет будущего.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+297+1