ИСПОРЧЕННЫЙ ПРАЗДНИК
Не часто нам, жителям Академгородка, приходится посещать Оперный
театр — все-таки 30 км. Но всегда поход в Большой театр
Сибири — это праздник. И это не просто слова, ведь Оперный — один из
лучших театров страны с прекрасным творческим коллективом.
И вот, наконец, свершилось — мы идем на премьеру оперы Верди
«Аида». Всегда, сталкиваясь с прекрасным, перемещаешься во
времени и пространстве в тот мир, где происходит действие
спектакля.
И вот ЭТО началось. Представьте себе, исполнение нашим
великолепным симфоническим оркестром (при его выступлении в
Академгородке зал всегда полон) под руководством выдающегося
дирижера маэстро А. Каца классических произведений Бетховена или
Чайковского в стиле рока. Известно, что в смутные времена, хорошо
описанные Ильфом и Петровым в «Двенадцати стульях», представлены
попытки современных авторов «модернизировать» классику — в
спектакле в театре Колумба «Женитьба» Н. В. Гоголя Агафья Тихоновна
в трико телесного цвета и мужском котелке, балансируя зеленым
зонтиком с надписью «Я хочу Подколесина» шла по проволоке над
залом. Нечто подобное происходило и на премьере «Аиды» на сцене
Большого театра Сибири, где выдающиеся оперные актеры вынуждены
появляться на сцене в непотребном виде в нелепых сценах.
Все-таки в классическом искусстве, к которому, несомненно,
относится и оперное, в произведениях отражается своя эпоха с
характерным для нее стилем поведения, бытом и т.д.
И когда изумленные зрители видят героев прежней эпохи в
камуфляжной форме с «калашами» в руках, на сцену въезжают, чуть ли не на БТР, служанки прилюдно раздеваются до бюстгальтеров, снимая
колготки, возвратившийся герой войны в течение 15 минут
кувыркается на полу (извините за выражение, других слов подобрать
не удалось) со своей возлюбленной, изображая непонятно что,
возникает ощущение чего-то нереального, близкого к сумасшествию.
На сцене все время почему-то идет дым, вызывая позывы к кашлю на
первых рядах партера — у соседней женщины начался приступ астмы,
трудно представить каково актерам.
Апофеоз в конце одного из действий — стрельба очередями из
«калашей» и взрыв.
Становится искренне жаль великолепный актерский коллектив и
оркестр — к ним никаких претензий нет, и вообще спектакль лучше
слушать с закрытыми глазами, что некоторые зрители и делали,
чтобы не видеть всего этого ужаса.
После завершения спектакля кроме недоумения и возмущения на лицах
большинства зрителей ничего не было. К сожалению, у многих
зрителей, побывавших на премьерах «Кармен» и «Богемы» также очень
отрицательные отзывы, т.е. это уже не первый случай разрушения
величайших достижений культуры, реализуемых под руководством
нового директора театра. Хотелось бы пожелать новоявленным
реформаторам от искусства использовать в своих новациях любой из
современных телесериалов, найти композитора, способного положить
все это на музыку и упражняться в меру своих творческих сил, не
трогая великих произведений классики и «Больших» театров.
Высокое искусство должно пробуждать и развивать в обществе
высокую мораль, а не скатываться на уровень, потакающий
низкопробным чувствам и разрушающий основы классической культуры.
Очень больно видеть, как один из ведущих театров страны теряет
свои позиции.
При сложившемся положении вещей у многих едва ли возникнет
желание вообще посещать Оперный, особенно идти на
«модернизированные» премьеры.
А. Бурдуков, Г. Юсупов, В. Саломатов — доктора технических наук,
В. Зуйков, к.т.н., научные сотрудники СО РАН.
стр. 11
|