Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 2 (2488) 21 января 2005 г.

БОЛЬ…

Иллюстрация

Ушла из жизни Актриса… Великая Актриса. Лидия Владимировна Мясникова. Представлять любителям оперного искусства нашей страны это имя со всеми, щедро дарованными ей властью, званиями и наградами, нет нужды. Имени достаточно. На протяжении почти 60 сценических лет оно олицетворяло собой не только историю новосибирского оперного, самого Новосибирска, оно олицетворяло собой Искусство.

Мне, человеку, выросшему в стенах «Большого театра Сибири», довелось повидать и услышать на своем веку многих: маститых, знаменитых, покрытых толстой скорлупой званий и регалий, певших на сцене очень добротно, в строгом соответствии с нотами, профессионально знавших где нужно отвести взгляд, какой изобразить жест, как красиво упасть в минуту сценической смерти. Все это было на достаточно высоком уровне и… не затрагивало никаких струн зрительской души. Закрывался занавес, звучали приличествующие моменту аплодисменты и уже через пару минут меня, зрителя, больше волновало решение тех вопросов, которые поджидали меня дома, на работе и т.д.

Иллюстрация
Л. Мясникова — Азучена («Трубадур», Дж. Верди)

И только очень, ОЧЕНЬ нечасто, находясь в стенах театра — искусства самого по себе достаточно условного, а уж искусства оперного — условного «в квадрате», мне случалось забыться, что вокруг кулисы, декорации, занавес, рампа… Обо всем этом просто не помнилось, когда на сцене была Мясникова! Никакого позерства, гонки за верхними нотами, игры на публику — Актриса буквально жила жизнью своей сценической героини. Уж сколько лет прошло, как оставила в силу возраста Великая Певица сцену, а до сих пор звучит во мне каждая ее интонация в той или иной партии, которую я имел счастье услышать! В принципе, Мясникову можно было и только слушать, даже не видя того, что она делала на сцене — настолько богато и эмоционально могла она передать все переживания своей героини одним лишь голосом. А если еще удавалось и увидеть! До сих пор не могу забыть трагичный образ одиноко сидящей у костра взлохмаченной цыганки Азучены. То, что делала Мясникова в опере, было равноценно тому, что делала в драме Великая Раневская.

И тем обиднее, что в последние годы жизни об Актрисе вспоминали лишь в дни ее юбилеев. Певица уровня Мясниковой на цивилизованном Западе, на который мы частенько сейчас ссылаемся, была бы просто богатым человеком. А в нашей стране, о которой сама Лидия Владимировна в день своего прощания со сценой говорила: «Все, что я имею — голос, темперамент, эмоциональность, человечность — все это я отдавала и буду отдавать своей родной, горячо любимой Родине», Актриса, достигнув почтенного 90-летия не имела возможности не только купить видеомагнитофон, новый холодильник, но и банально, в связи с болезнью, нанять сиделку… И ее дочь, сама уже далеко не девчонка, вынуждена была просить денег то в театре, которому ее Великая мама посвятила всю свою жизнь, то у маэстро Каца (спасибо ему!), а то и просто у господ от всемогущей банковской системы. Денег от нашего «благодарного» государства, даже с «отваленной с барского плеча» Ельциным «президентской» пенсией, катастрофически не хватало… Можно ли себе представить, что известная западная примадонна Монтсеррат Кабалье, например, не имеющая звания «народной артистки Испании», и поющая красиво, конечно, но, по выражению известного режиссера-оперника Бориса Покровского представляющая из себя на сцене всего лишь «поющий шкаф», оказалась бы вынужденной заниматься подобным «просительством»?! Нонсенс, ставший для нас, увы, печальной реальностью…

Много красивых слов в адрес ушедшей Актрисы было сказано официальными лицами на прошедшей панихиде. Хорошие, правильные слова. Только запоздалые. Кто мешал этим чиновникам, олицетворяющим собой то самое Государство, не сделавшее богатым на старости лет Великого Человека, хотя бы говорить почаще ей все те же слова, не говоря уже о том, что и материальное благополучие пожилого человека всецело зависело от них.

Больно, господа, взирающие на окружающих через тонированные стекла проносящихся мимо лимузинов! Больно за государство, научившееся оценивать людей, являющихся его национальным достоянием, только по количеству званий, наград да почетных грамот, но обрекающее их на материальную нищету. Да не нужны нам (а самой Лидии Владимировне и подавно!) все эти звания и регалии. Достаточно одного лишь имени — ЛИДИЯ МЯСНИКОВА.

Светлая ей память! И искренние соболезнования дочери покойной: мы все потеряли Великую Актрису, а она — еще и просто маму. Скорбим вместе с Вами, не в силах ослабить горечь утраты…

Владимир Бякин

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+318+1