Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 34 (2520) 2 сентября 2005 г.

ШКОЛА ЭНТУЗИАСТОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

Завершила свою работу 44-я Летняя физико-математическая и химическая школа, проходившая с 5 по 25 августа в новосибирском Академгородке. Участниками ЛШ стали старшеклассники из многих регионов Сибири, Дальнего Востока, Урала, Казахстана и даже Московской области.

Иллюстрация

Уже не в первый раз возглавляет ЛШ Валерий КОПЫТОВ, доктор физико-математических наук, профессор. Наш корреспондент Валентина САДЫКОВА обратилась к нему с просьбой поделиться впечатлениями о прошедшей школе.

— В Летнюю школу-2005 приехало рекордное количество слушателей — более 800. Все было непросто, но штаб работал без сбоев: Вячеслав Алешин, замдиректора по учебно-воспитательной работе, Алла Коровина, заместитель по воспитательной работе, заместители по предметам: Виктор Никулин, Галина Куклина, Светлана Барам. Несмотря на перегрузку, на пределе возможностей, мы были счастливы от того, что под крышей ЛШ удалось собрать такое количество юных интеллектуалов.

В последние годы Летняя школа принимала чуть более 600 человек. Дело в том, что при советской власти СО РАН оплачивало школьникам проезд в Новосибирск, да и пребывание в ЛШ было практически бесплатным. Сейчас в бюджете нет средств для этого, часть расходов перекладывается на родителей, правда, с учетом социального положения. Поэтому многие ребята, получившие приглашение в ЛШ, не имеют возможности приехать. В этом году Олимпиадный комитет разослал больше тысячи приглашений, зная, что большинство приехать не сможет. И тут такая приятная неожиданность!

Механизм отбора ребят в ЛШ остался прежним. Члены Олимпиадного комитета, существующего при Президиуме СО РАН, выезжают в различные регионы для участия в проведении областных туров олимпиад по физике, математике, химии. Они проводят собеседование примерно с семью тысячами школьников. Большая часть отсеивается сразу, а те, в ком удалось разглядеть искру божью, получают приглашение в ЛШ. Среди них не только победители, потому что не всегда победители оказываются теми, ради кого мы ездим по Сибири — иногда случается наоборот. По словам одного из молодых преподавателей, возвратившегося с олимпиады: «Проводить собеседование не легче, чем работать в шахте». Отбор склонных к исследовательской работе ребят продолжается в ЛШ.

Если сравнивать элшат нынешних с доперестроечными, они, конечно, изменились. Они просто другие, но ведь другим стало и общество. В этом смысле школа представляет собой его срез: дети бюджетников, интеллигенции и богатых бизнесменов, дети рабочих, крестьян, торговцев и челноков… У них разная среда обитания, достаток, воспитание, психология, привычки… Что касается способностей или, иногда, таланта, то расклад такой же. Это ведь в генах заложено.

По-настоящему талантливых всегда единицы, а способных много, хотя по некоторым параметрам у них очень слабая подготовка. Это еще одно свидетельство того, что общеобразовательная школа в стране в тяжелом состоянии. Во время пребывания ребят в Летней школе мы стараемся разглядеть, оценить, насколько им удается усваивать новый материал, как они могут им пользоваться, как они вообще соображают. Особенность ЛШ в том, что здесь, как и в ФМШ, и в НГУ молодые люди сами учатся учиться, а наставники только помогают им в этом.

Очень многие приезжают, не зная, что есть такая профессия — наукой заниматься. Одних родители отправляют сюда как в летний лагерь, других — за хорошим образованием, а те, кто сами имели отношение к ФМШ или НГУ, считают, что самое главное здесь — аура. Поварившись в этом котле неделю-другую, почти все ребята заражаются страстью к познанию и мечтают остаться в этом мире. Здесь они понимают, что помимо интересов, которые царят в школе и на улице, есть другие ценности, что в этом мире престижно хорошо учиться, быть умным, в общем, престижно быть «ботаником», как их часто пренебрежительно называют в среде подростков.

Родителям мы обычно объясняем, что у нас дают хоть и хорошее образование, но своеобразное. Приличное образование сейчас можно получить в любой элитной школе. Физико-математическая школа — это первая ступенька в подготовке исследователей, и это дорогое удовольствие, за которое платит и бюджет, и СО РАН, и родители. Нам нужны дети с соответствующими способностями, со стремлением к постоянному поиску, с желанием сделать хоть маленькое, но открытие, а не работать по разработанным кем-то правилам.

Как раз в этот момент мимо нас проходили трое ребят. Я спросила их впечатление о Летней школе и планах на будущее.

Дмитрий, приехал из Читинской области, учился в сельской школе, победитель областной и участник всероссийской олимпиад:

— Было просто здорово! Здесь собрались ребята примерно одинакового уровня, поэтому было очень интересно общаться. Интересно проходили занятия. Я хотел бы остаться в ФМШ, потом поступить в НГУ и стать химиком-исследователем.

Семен, житель Новосибирска, учился в одной из школ на окраине города:

— Уровень преподавания здесь высокий, но ничего — осваивал, особых трудностей не испытывал. Хотел бы поступить в ФМШ, потом в НГУ, на мехмат.

Андрей приехал из Новокузнецка, учился в физико-математическом лицее, участник всероссийской командной олимпиады по программированию. Он также хотел бы остаться в ФМШ, а потом продолжить учебу в НГУ на факультете информационных технологий.

Школа, как и в первые годы своего существования, держится на энтузиазме своих выпускников. Воспитатели и преподаватели в подавляющем большинстве выпускники ФМШ: преподаватели университета, научные сотрудники институтов, аспиранты и студенты старших курсов. Для них это тоже школа. Смену-то готовить надо! Поэтому наряду с опытными преподавателями: физиком, профессором Оливером Савченко, математиком, доцентом Галиной Куклиной, химиком, доцентом Светланой Барам лекционный курс подготовил и прочитал молодой химик Максим Ильин.

Некоторые бывшие фэмэшата приезжают работать в ЛШ из других городов. Например, Елена Глухова из Кузбасса, теперь уже доктор наук, много лет работает воспитателем в Летней школе.

Практически все элшатники отмечают, что было и интересно, и весело. Они ведь здесь не только учатся, но и развлекаются. Первая половина дня — учеба, вторая — активный отдых. Его организацией занимается Комсотряд. Эта традиция идет еще с советских времен. Комсомола давно нет, а Комсотряд есть. Это группа поддержки, состоящая из выпускников ФМШ, только что ставших студентами НГУ. Их помощь бесценна.

Каждый день в ЛШ — событие: матбой, физбой, защита фантастических проектов, экспериментальный тур по химии, соревнование по спортивному ориентированию, день капитализма, день коммунизма и т.д. День коммунизма, например, совмещен с плановым учением по эвакуации: подъем по звонку в 6 утра, 15 минут на сборы — и под звуки марша строем вперед… Конечно, если человек не пойдет в строю, выговора он не получит, но обычно игра увлекает всех.

…Двадцать дней в Летней школе пролетели быстро. 25 августа приемная комиссия провела зачисление. Учитывались успехи в учебе, результаты олимпиад, поведение, пригодность к проживанию в условиях интерната, состояние здоровья. Бюджетных мест в ФМШ — 350, а претендентов вдвое больше. Многие родители согласны оплатить учебу в ФМШ (90 тыс. руб. в год), но и тут конкурс.

Примерно 400 счастливчиков, ставшие фэмэшатами, готовятся к учебному году. Не прошедшие отправляются по домам, оставляя здесь свое сердце и обещая вернуться на следующий год.

Фото автора.

стр. 2

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+344+1