Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 33-34 (2568-2569) 1 сентября 2006 г.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Начавшаяся реализация национального проекта «Образование» и приближение нового учебного года вызвали к жизни огромное число публикаций по проблемам образования. О некоторых из них — этот обзор.

Н. Притвиц

Динамика образовательных проектов

В рамках нацпроекта «Образование» победили и получили президентский грант три тысячи российских школ. Сейчас среди них проводится (уже четвертый раз) всероссийский конкурс «Лучшие школы России». Уже известны 32 финалиста. Среди них четыре претендента из Сибири: из Сургута (ХМАО), Лабытнанги (ЯНАО), Железногорска (Красноярский край), Иркутска. В октябре эксперты выберут из них уже 10 школ (лучших из лучших), а в ноябре будет объявлена «Школа школ» — абсолютный победитель.

Теперь Минобрнауки намерено поощрять регионы-лидеры, наиболее активно поддерживающие реформы школы. Условиями получения президентского гранта станут согласие на «нормативно-подушевое» финансирование (деньги выделяются школе не по стандартной смете, а исходя из количества учащихся), введение отраслевой системы оплаты труда (зарплаты начисляются не за почасовую нагрузку, а за квалификацию преподавателя), внедрение общественного управления школой (создание управляющих или попечительских советов) и совершенствование системы аттестации школьников (введение Единого госэкзамена).

По словам главы департамента госполитики в сфере образования И. Калины, проект поощрения «прогрессивных регионов» потребует 8 млрд. рублей. Стоимость заявки будет варьироваться от 150 млн до 1 млрд рублей, так что образовательную надбавку смогут получить порядка 25 регионов. Второй проект — поддержка лучших ПТУ и техникумов и создание на их базе так называемых ресурсных центров, готовящих кадры для «высокотехнологичных производств». Минобрнауки считает, что на него потребуется 5 млрд рублей для поощрения 100 учреждений профтехобразования. Конкурс по их отбору Минобрнауки наметило на начало 2007 года.

Требуя дополнительных денег на образование от государства, Минобрнауки рассчитывает, что проект заставит раскошелиться и региональные бюджеты, и местный бизнес. К примеру, как и в случае с вузовскими грантами, регион-конкурсант должен будет вложить в проект развития образования как минимум 30 % его стоимости. А ПТУ или техникум для получения гранта обязан будет предъявить договор с предприятием-партнером. Согласно исследованию ВШЭ, сегодня порядка 70 % предприятий никак не сотрудничают с учреждениями профтехобразования — многие свернули и действовавшие прежде договоры по стажировкам, и участие в финансировании учебных заведений (НГ 14.07, Ъ 1.08).

На июньском съезде ректоров России президент страны поставил перед Высшей школой задачу увеличения экспорта образовательных услуг. Ректор Российского университета дружбы народов В. Филиппов считает: «Экспорт образования имеет для любой развитой страны мира большое геополитическое значение. Ведь от того, где будут учиться иностранные студенты, будет зависеть, какие люди встанут у руля власти в разных странах мира через несколько лет. Кроме того, в США ежегодно вместе с иностранными студентами приходят свыше 15 млрд долларов, к нам — всего 400 млн». Ректор отмечает, что ситуация с убийством в России ряда иностранных студентов негативно сказалась на их приезде сюда на учебу. Некоторые страны даже принимали решение не направлять в Россию своих студентов (НГ 30.06)

Насколько опасен у нас в стране вирус ксенофобии? Коллектив исследователей под руководством, директора Центра социологии образования при Российской академии образования В. Собкина провел опрос учащихся 9-11 классов по проблемам национальной терпимости в России. Подростки — очень важная группа, потому что она моделирует реальную ситуацию. Ученые пришли к выводу, что толерантность отсутствует у 8-12 % детей. В. Собкин: «Быть в группе, быть в команде — очень важно для подростка. В этом для него — огромный социальный опыт. Каждый четвертый подросток идентифицирует себя с той или иной неформальной группой. Он либо толкиенист, либо скинхед, либо рэпер, либо рокер и т.п.». Среди опрошенных — 4 % подростков относят себя к скинхедам, а 4-5 % сказали, что у них есть знакомые, которые состоят в экстремистских организациях (НГ 28.07).

А в Новосибирске развивается идея расширения приема в вузы приезжих соотечественников из-за рубежа и из других регионов России — 40-50 тысяч за ближайшие шесть лет (это время реализации государственной программы переселения) (РГ 6.07).

Прояснился предстоящий механизм приема в вузы. Правительство одобрило законопроект о Едином государственном экзамене. Срок его полномасштабного введения передвинут на 2009 год (И 11.08).

Новость для отличников. Еще в начале июня «Парламентская газета» официально сообщила: «Минобрнауки не планирует отменять льготы медалистам» (ПГ 6.06). А в конце августа стало известно, что к 2009 году, как заявил министр образования и науки А. Фурсенко, «золотые» и «серебряные» медалисты лишатся льгот при поступлении в вузы. Все вузы будут зачислять абитуриентов только по результатам ЕГЭ. Правда, привилегии останутся у победителей олимпиад. Кстати, список их будет расширен — туда войдут олимпиады, которые проводятся ведущими университетами (ВН 22.08, Т 24.08).

Куда поступать, где работать

Все острее становится проблема перепроизводства специалистов с вузовскими дипломами. Сегодня уже 90 % выпускников школ хотят получить высшее образование. Между тем, по данным Федеральной службы государственной статистики, в последнее время больше всего безработных — 17 процентов — именно среди 20-24-летних, то есть тех, кто только что закончил вуз. Главную причину многие эксперты видят в разбалансированности в масштабах подготовки различных специалистов и спроса на них в практической деятельности. Так, более 35 % свежеиспеченных юристов и экономистов не могут устроиться на работу.

Проблема перенасыщенности российского рынка труда юристами и экономистами возникла примерно в 2001 году: эти две профессии вошли в список самых престижных в стране. Спрос родил небывалое предложение: профильные факультеты завели у себя даже сугубо гуманитарные вузы. К 2005 году, по подсчетам Минобрнауки, из 2,5 тысяч российских институтов и университетов не готовили будущих Плевако и Энгельсов всего семьдесят. Министерство образования и науки об этой ситуации если не знало, то хотя бы догадывалось. Именно поэтому в прошлом году количество бюджетных мест на юридических и экономических факультетах страны было сокращено на 30 тысяч. Но погоды это не сделало.

Интересно, что спрос на эти специальности на самом деле есть. В чем же дело? Руководство Высшей школы экономики и Российской экономической школы считает, что сегодняшние специалисты, которых выпускают российские вузы, не имеют достаточной квалификации, которая требуется на современном рынке труда (РГ 4.07, ДВ 11.07).

Отмечается, что неудовлетворенный качеством подготовки специалистов в высшем и среднем профессиональном образовании бизнес создает фактически альтернативную систему образования в стране. В 2005 году уже две трети предприятий (65 %) вообще отказались от сотрудничества с вузами (в 2004 году их было около 51 %). А от сотрудничества с техникумами и колледжами уклонились 71 % и 67 % предприятий. Те предприятия, которые еще сохраняют связи с системой образования, тоже подумывают о сокращении своего участия там. Для исправления этого положения в нацпроекте «Образование» предлагаются меры по поощрению участия бизнеса в подготовке кадров, например, налоговые льготы на суммы, потраченные на эти цели (НГ 19.07).

Общая картина: сейчас абитуриенты охотно идут учиться на любое «управление» — от государственного до антикризисного (И 26.07). Так, лидером вступительной кампании в МГУ им. Ломоносова стал факультет государственного управления (конкурс 18 человек на 1 бюджетное место). Студенты рвутся в чиновники?

Иная обстановка в технических вузах, готовящих инженеров. Скажем, в знаменитой «Бауманке» сейчас самые востребованные специалисты — это выпускники так называемых «тяжелых» факультетов. Спрос работодателей необычайно высок на специальности, связанные с энергомашиностроением, машиностроительными технологиями, транспортом. По-прежнему в фаворе у абитуриентов информационные и электровакуумные технологии, радиоэлектроника и лазерная техника, менеджмент высоких технологий.

А что у нас? В НГУ самый большой конкурс был на отделении востоковедения — 12,83 человека на место, на юрфаке — 8,35, на журфаке — 8,21 (МК 12.07). Меньше стало желающих поступить на мехмат: в прошлом году было подано 419 заявлений, в этом году — только 281 (МС № 33).

Такие разные школьные учебники

Минобрнауки всерьез решило прошерстить школьные учебники: на качество школьной литературы у чиновников, учителей и родителей есть серьезные нарекания. Книги передали на экспертизу ученым Российской академии наук. Те, почитав книжки, взялись за голову: из 228 учебников, поступивших на рассмотрение, положительную оценку получили лишь 40. Остальные — а это свыше 86 процентов — совершенно не соответствуют современным научным представлениям.

Вот некоторые ляпы:

— «Жидкость на земле чаще всего находится в каких-нибудь сосудах.

— Пример неоднократного движения жидкости и газа: движение крови в органах человека и движение нефти по нефтепроводу.

— Когда ваше тело пассивно, душа продолжает жить. Иногда она бывает очень напряжена«.

Как же такие книги получали министерский гриф «Рекомендовано»? Очень просто — их рецензировали отдельные индивидуальные эксперты. Иногда случалось, что книгу автора рецензировал его коллега (скажем, по кафедре пединститута). Согласитесь, это существенно облегчало получение положительного отзыва…

Теперь книги рассматривают коллегиально эксперты из Академии наук и Академии образования. И только если все профессионалы согласны, учебник получает гриф (на пять лет).

Чтобы учесть мнение въедливых родителей, Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки и «Комсомольская правда» призывают их присылать свой анализ учебников и дурацкие цитаты (КП 7.07).

Другая беда — растущее количество в продаже пиратских (контрафактных) учебников. По данным Департамента экономической безопасности МВД объем этого «чернокнижного» рынка оценивается в 120 млн долларов ежегодно. Недавняя удачная операция — ликвидация незаконного издательства в поселке Раздольное Владимирской области. Изъято около 50 тысяч экземпляров фальшивых школьных учебников (общим весом 26 тонн). Эксперты Минобразования в ужасе от содержания таких учебников (масса ошибок, опечаток), медики — от качества издания (плохая бумага, плохо пропечатанный текст, что утомляет глаза и может привести к развитию у детей близорукости). Обнаружила тайную типографию не милиция, а само издательство «Просвещение», чьи права нарушались (ДВ 22.07, РГ 28.07).

Сердитую статью о созданных за последние 10-15 лет школьных учебниках написал главный редактор «Учительской газеты» П. Положевец. Он вовсе не призывает вернуться к временам, когда все школы СССР учились по одним учебникам. Но, поддерживая вариативность учебных пособий, он считает, что она скорее декларируется, чем осуществляется на деле. Практически нигде (даже в библиотеках пединститутов и университетов, не говоря уже о школах) нет полных комплектов учебников, включенных в федеральный перечень, — из чего же выбирать? Его предложение: поставлять такие комплекты в каждую школу (РГ 22.08).

В школах появляются и совсем новые предметы и учебники. Так, уже в этом учебном году в новосибирских школах должен появиться новый предмет — новосибирсковедение. Изучать историю родного города и края сегодня считается делом нужным и важным во многих регионах страны. Так, в школах Москвы ведется москвоведение, а в северной столице — петербурговедение. Вот и новосибирские власти решили прививать школьникам любовь к малой родине. Городской Центр развития образования подготовил учебное пособие объемом в 380 страниц. В течение года его составляли доктора и кандидаты исторических и естественных наук, учителя географии и краеведения. Возглавил авторский коллектив заместитель мэра Новосибирска  В. Шумилов. Курс новосибирсковедения планируется дополнить учебными фильмами и экскурсиями (РГ 23.08, СС 24.08).

В Белоруссии решили с пользой применить пристрастие детей к компьютерам. Там с нового учебного года появятся первые электронные учебники.

Первая электронная версия создана в этом году к учебнику «Мая Радзiма — Беларусь». Он вручается всем первоклассникам как подарок от Президента страны. Это не копия книжного текста с картинками на диске, а мультимедийный фильм, озвученный актерами. Поскольку первоклассники читают плохо, в диск постарались включить меньше текста и больше аудио- и видеоматериалов, в том числе игровые задания, вопросы по географии и истории страны. Конечно, электронный учебник оставляет гораздо больше впечатлений, чем его печатный вариант.

Впервые в нынешнем учебном году будут изданы также учебники в электронном варианте по информатике для девятиклассников, изучающих предмет на повышенном уровне. В планах — создание аудиовизуальных учебников по всемирной истории. «Нужно сделать такие учебники, чтобы школьники могли увидеть „живого“ Хрущева, Кеннеди, Мэрилин Монро».

Однако встает вопрос компьютерной грамотности педагогов: только 21 процент учителей-предметников (не считая «информатиков») используют или готовы использовать компьютер в учебном процессе. Большинство предпочитают обходиться без него«(РГ 17.08).

В России зреет идея создания учебника по истории мировых религий. «Министерство к этому относится положительно, — сказал министр А. Фурсенко. — Единственное условие: учебник должен будет пройти рецензирование во всех конфессиях» (РГ 22.08).

Скандальным образом развивается идея введения сексуального просвещения школьников. Недавно в Екатеринбурге власти закрыли методический центр «Холис». Эта организация с 2000 года официально внедряла в школы «сексуальное воспитание» и «профилактику зависимостей». Фактически «Холис» на средства налогоплательщиков занимался наркотизацией и развращением подростков. Такое заключение сделали, ознакомившись с учебными материалами этого центра, специалисты из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского и ННЦ наркологии Росздрава (И 28.07).

Но радоваться рано. Как стало известно, Министерство здравоохранения и социального развития РФ готовит для направления в Государственную думу РФ для ратификации ряд положений Европейской социальной хартии. В их числе — параграф 2 статьи 11, предполагающий под предлогом защиты права на здоровье введение обязательного сексуального просвещения детей в школе.

Ряд общественных организаций направил в Госдуму, Президенту и Правительству РФ обращение с требованием не допустить этого: «Сексуальное просвещение детей в предлагаемом виде противоречит традициям семейного воспитания, менталитету народов России, Конституции РФ, действующему российскому законодательству, негативно скажется на нравственных и моральных устоях молодежи, противоречит задачам укрепления семьи. Недопустимо, чтобы школа, искони призванная образовывать, нравственно просвещать и гуманитарно воспитывать, стала местом растления детей» (Пр 22.08).

Приходится, однако, констатировать, что сексуальная практика школьников далеко опережает образовательные инициативы в этом направлении. Так, в Новосибирске в августе вдвое (с двух тысяч человек до четырех) выросло число проституток. Держатели притонов объясняют это наплывом абитуриенток из сельской местности. Завалив экзамены, они не желают возвращаться в село и находят притоны по объявлениям в газетах (ЧС 26.07).

Принятые сокращения: ВН — «Вечерний Новосибирск», ДВ — «Деловой вторник», И — «Известия», КП — «Комсомольская правда», МК — «Московский комсомолец», МС — «Молодость Сибири», НГ — «Независимая газета», ПГ — «Парламентская газета», Пр — «Правда», РГ — «Российская газета», СС — «Советская Сибирь», ЧС — «Честное слово», Ъ — «Коммерсант».

стр. 15

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+385+1