Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 4 (2589) 25 января 2007 г.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
СЕМЬИ НЕМИРОВСКИХ

И. Глотов, «НВС»

В Доме ученых новосибирского Академгородка открылась и будет работать до 4 февраля выставка коллекции произведений графики и живописи, собранной семьей Немировских. Эти холсты и листы интереснейших московских и новосибирских художников 60-90-х годов прошлого века — Эрнста Неизвестного, Валентина Зверева, Михаила Шапиро, Николая Грицюка, Михаила Кулакова, Юрия Кононенко и других — собирались Владимиром Немировским, первым директором Дома ученых СО АН. В составе коллекции, хранителем которой после смерти мужа стала Римма Немировская, большое собрание рисунков и картин их талантливого сына Александра, жизненный и творческий путь которого оборвался в возрасте 23-х лет.

Иллюстрация
Владимир Немировский.

Владимир Немировский был выдающейся фигурой «раннего» Академгородка. В ИЯФ он пришел после учебы в Томске. Директор института Г. И. Будкер подметил в своем инженере-конструкторе редкое сочетание высокой культуры и недюжинных организаторских способностей и порекомендовал его на пост руководителя строившегося Дома ученых. Предварительный опыт В. Немировский набирал на посту директора ДК «Академия», но вскоре возглавил-таки Дом ученых. Он прилагал усилия к тому, чтобы рядом были инициативные люди, заинтересованные в развитии культурной жизни молодого городка науки. Речь шла не только о штатных работниках, но и об общественниках, составивших впоследствии ядро многочисленных клубов по интересам.

Середина 60-х годов — легендарное время. В картинной галерее Дома ученых проходили выставки работ «спорных» Р. Фалька, П. Филонова, Э. Неизвестного, А. Шурица, Н. Грицюка, читала доклады об абстрактной живописи профессор-генетик Раиса Берг, грозился «в пику Москве» приехать сам Пабло Пикассо, а гонимый Эрнст Неизвестный обсуждал с В. Немировским свой проект Монумента научной мысли, который они собирались поставить на площади перед Домом ученых. Сюда Михаил Ромм привозил на премьерный показ свой фильм «9 дней одного года», здесь прошел легендарный фестиваль бардовской песни с первым и последним публичным выступлением А. Галича. И эпицентром всех этих взрывающих культурную жизнь Новосибирска событий был Владимир Иванович Немировский. Так формировалась особая территория — Академгородок, где продолжительное время властвовал дух свободы, творчества, где культура и искусство стали одной из главных составляющих жизни ученого.

Разумеется, когда этой «вольнице» пришел конец, эпоха Владимира Немировского в Доме ученых была окончена. Директором Дома ученых назначили полковника в отставке… А Владимир Немировский, поработав еще какое-то время в Новосибирске над созданием негосударственной киностудии, уехал в Москву, был директором театра «Эрмитаж». Там, в Москве он и скончался в 1993 году.

Иллюстрация
На открытии выставки.

Саша Немировский, сын Владимира Ивановича и Риммы Алексеевны, родился в 1963 г. и вырос в Академгородке. Как пишет искусствовед Г. Лаевская, он рано начал рисовать под руководством Юрия Кононенко. Более 500 рисунков и картин, стихи, которые рождались вместе с изображениями — художественное отражение его хрупкого мира, катализатор духовных волнений, давших ему возможность в цвете и форме осмыслить окружающую жизнь. Сразу после окончания школы Алесандр поехал в Москву с великим желанием, пусть не сразу, учиться в Строгановском училище. А прежде работал: сначала на студии звукозаписи, потом художником по свету, оформителем выставок. Исследуя работы Александра, постепенно погружаешься в его мироощущение… То, что открывается непредвзятому зрителю, поражает зрелостью, высокой культурой, знанием законов композиции, цвета, рисунка. Мир, который создал молодой художник и поэт, предстает тревожным, полным диссонансов. Иногда в нем неуютно, он раздражает, но при всем этом создается ощущение его цельности, незыблемости. Стихи Александра как бы развивают живописно-графические идеи и часто дополняют рисунки. А зрителям помогают глубже проникнуть в мир Александра Немировского, юного художника и поэта, чье чуткое ранимое сердце не захотело больше работать…

Представленная зрителям выставка, посвященная памяти Владимира и Александра Немировских, проходит в год празднования 50-летия Сибирского отделения Академии наук. Необходимо вспомнить о людях, не только совершивших значительные научные открытия, прославившие Сибирь и нашу страну, но и сделавших наш Академгородок таким уникальным, неповторимым, всемирно известным местом на карте России.

Фото автора

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+404+1