Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 12 (2597) 22 марта 2007 г.

ГОТОВЫ ЛИ ВУЗЫ НОВОСИБИРСКИЕ
К «БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЕ»?

На прошлой неделе Правительство России одобрило законопроект, который окончательно переводит высшее образование в стране на двухуровневую, так называемую «болонскую» систему, состоящую из бакалавриата и магистратуры.

Петр Малков,
ngs.ru

С 2008 года Россия окончательно перейдет на систему из двух самостоятельных уровней высшего образования. Первый уровень — бакалавриат (3-4 года обучения), второй — магистратура (два года после бакалавриата). Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям (их число сократится со 120 до 60-100), а магистрам будут давать углубленную специализацию.

Цель реформы — присоединение России к так называемому «болонскому процессу» — процессу сближения вузовского образования стран Европы и создания единого стандарта высшего образования, а также повышения престижа европейских университетов. Сейчас «болонский процесс» объединяет 40 стран, предполагается, что основные его цели будут достигнуты к 2010 году. Присоединение России к этой системе должно привести к унификации образования в стране и формальному признанию отечественных дипломов во всем мире.

Что касается новосибирских вузов, то они включились в «болонский процесс» еще 15 лет назад, отмечает начальник отдела высшего образования администрации Новосибирской области Марина Ананич. По ее мнению, Новосибирскую область можно смело включить в число регионов, которые успешнее других переходят на новую систему.

Главная интрига на финальном этапе реформы: какие специальности новосибирские вузы смогут оставить нетронутыми и продолжать готовить по ним «специалистов» по советской, пятилетней, системе?

Кто будет составлять этот список, пока неясно. Сейчас многие вузы после четырех лет обучения предлагают выбор: пятилетнее или шестилетнее образование. Фактически, пока была возможность выбора, вузы тихо сопротивлялись реформе. Когда «болонская» система окончательно вступит в свои права, у них этой возможности не будет. В общей сложности «специалистами» останутся работники примерно 30 специальностей. Всего в новосибирских вузах дают около 300 специальностей.

В областном отделе высшего образования полагают, что «специалистами» должны остаться будущие кадры для новосибирской «оборонки». «Во-первых, оборонщики все равно не смогут воспользоваться плодами глобализации. Во-вторых, многие инженерные специальности требуют старой программы. Из бакалавра хорошего инженера не получается», — говорит Марина Ананич. С другой стороны, отмечает она, для многих специальностей, в основном гуманитарных, вполне достаточно и бакалавриата.

В управлении высшего образования затрудняются подсчитать, какой процент студентов Новосибирска уже учится по «болонской» системе. В городе есть вузы, которые уже давно почти целиком перешли на систему бакалавров-магистров. Есть и те, кто даже не начинал реформу. К числу первых относится НГТУ — этот вуз считается ветераном бакалавриата в городе. Проректор технического университета по учебной работе Юрий Афанасьев говорит, что по многим специальностям просто нет смысла готовить специалистов пять лет, учитывая, что большая часть студентов потом не работает по специальности. «Пятилетнее образование устаревает, прежде чем студент закончит обучение», — утверждает проректор. Большинству достаточно сокращенного курса. Сейчас лишь один из пяти студентов НГТУ переходит в магистратуру.

В педагогическом университете к переходу на «болонскую» систему только готовятся. Ректор НГПУ Петр Лепин ждет методических указаний и пока не понимает, каким образом его вуз будет готовить учителей для сельских школ, в которых одному преподавателю приходится вести сразу несколько предметов. «Бакалавриат предусматривает только одну специальность. Магистратура для нас — это та же аспирантура, после нее человек идет на научную работу», — объясняет ректор. Как бы то ни было, с 1 сентября этого года педуниверситет начнет учить по-новому.

Новосибирские работодатели тоже пока не поняли, как им относиться к новой системе. «В нашей практике не было случаев, чтобы работодатель отказал кандидату по причине отсутствия степени магистра, точно так же нельзя определенно сказать, что отсутствие степени магистра — недостаток, который может помешать найти работу, — говорит руководитель новосибирского офиса рекрутинговой компании „Kelly Services“ Елена Шестак. — Трудно сказать, сформировалось ли у работодателя какое-либо определенное мнение, так как четкой тенденции разделения уровней образования бакалавриата и магистратуры и, соответственно, разделения кандидатов по уровню компетентности, пока нет». Пока работодателю значительно важнее профессиональный опыт сотрудника, чем то, сколько он обучался: четыре или пять лет, резюмируют рекрутеры.

стр. 2

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+412+1