Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 34 (2619) 6 сентября 2007 г.

ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР

На проходившей в июле этого года конференции, посвященной 200-летию востоковедения в Казани, одному из авторов довелось обсуждать ряд проблем современной истории Востока с профессором Багдадского университета Хасаном Диа-Эльдином Нафи. Представитель израненного Ирака с болью говорил о тенденции смешивать ислам и терроризм, которая распространена на Западе, и горячо поддержал наше выступление, в котором террористы объявлялись еретиками, поправшими заветы самого Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует!).

С. Комиссаров, Т. Василенко,
кафедра востоковедения НГУ

Исламофобия проистекает от невежества, от игнорирования и отказа от понимания традиций, обычаев и нравов других народов и зачастую ведет к катастрофическим последствиям в судьбах целых государств. Исторические факты свидетельствуют, что ислам существенно повлиял на развитие Европы и остального немусульманского мира. Так, например, первые европейские университеты на территории Пиренейского полуострова были основаны именно арабами, сохранившими и развившими основательно забытое в Европе античное наследие. Разобраться в том, что есть ислам, познакомиться с его историей и положением в современном мире (в том числе и с учетом угрозы исламистского терроризма) поможет книга «Ислам, исламизм и транснациональный терроризм», подготовленная известным ученым В. Пластуном и опубликованная издательским центром Новосибирского госуниверситета. Автор анализирует истоки зарождения такого явления как исламистский терроризм, ставшего в настоящее время транснациональным, при этом он подчеркивает необходимость строгого разграничения понятий «ислам» и «исламизм».

Не зная истоков ислама, невозможно понять его настоящее. Поэтому значительная часть издания посвящена изложению его догматов и их интерпретации на протяжении многовековой истории. Само название «ислам» в переводе на русский язык может звучать как «добровольное вверение себя Богу». Он зародился в VII веке на Аравийском полуострове под влиянием изменившейся политической обстановки, вынудившей кочевые племена бедуинов стремиться к консолидации. Мухаммад получил откровение в 610 году и вскоре стал духовным и политическим лидером всех арабов. Воины ислама завоевали не только Аравию, но и большую часть сопредельных территорий.

Последователи ислама называются мусульманами, то есть «принявшими ислам». Они объединены в общину — умму. Нужно отметить, что мусульманская умма является всемирной, потому что ислам (теоретически) не признает никаких этнических различий. Ислам регламентирует жизнь своего последователя до мельчайших подробностей, формирует повседневные навыки и бытовые привычки, которые входят в плоть и кровь правоверного и функционируют на уровне рефлексов.

Ислам есть религия закона, опирающаяся на шариат — истинный путь, предначертанный Богом для своих последователей. Он зиждется на «пяти столпах», пяти основных принципах: 1) вера в единого Бога и пророческую миссию Мухаммада; 2) пятеричная молитва; 3) соблюдение строгого поста во время священного месяца рамадан; 4) паломничество к святым местам; 5) милостыня, помощь обездоленным. Вопреки довольно распространенному мнению, в их состав не входил джихад, или рвение в борьбе за веру. Оно может осуществляться в нескольких видах: «джихад сердца» (борьба с собственными недостатками), «джихад руки» (наказание преступников и правонарушителей) и «джихад меча» (вооруженная борьба с врагами веры). Мы считаем чрезвычайно важным, что Пророк, определяя основы своего учения, не включил в состав «столпов» джихад (при всей многозначности и важности этого принципа). Казалось бы, арабы находилась на пороге грандиозного завоевания (которое и осуществили, создав великий халифат), и призыв к «войне с неверными» был бы очень кстати. Однако Мухаммад создавал религию для всех грядущих поколений, поэтому и заложил в ее основы исключительно мирные принципы. Те же из современных деятелей, которые воспринимают призыв «Аллах акбар!» как исключительно боевой клич, пытаются быть мудрее Пророка, то есть впадают в тягчайшую ересь.

В своей истории ислам, как и любая другая религия, достаточно тесно переплетался с политикой. Но только на пороге новейшего времени возник исламизм — интерпретация исламского учения в политических целях, как правило, фундаменталистского плана. Нередко исламистские концепции служат идеологической базой, на основе которой их последователи приходят к террору. По выражению директора Лондонского института по изучению конфликтов Б. Крозье, терроризм есть «мотивированное насилие с политическими целями». В современном мире терроризм стал средством психологического воздействия, целью которого является не столько убийство, сколько устрашение и деморализация общества. Он активно использует в своей деятельности средства массовой информации, буквально опутывает страхом весь мир. Активизация террористической деятельности, выход ее на международный уровень нередко объясняется реакцией на глобализацию (а, по сути, «вестернизацию» по американскому образцу), на разрушение традиционных устоев восточных обществ.

Существует расхожее мнение, что терроризм — это месть богатым и, прежде всего «золотому миллиарду». Отчасти это верно, поскольку именно отсталость стран Востока дает возможность рекрутировать в состав «армии джихада» все новых бойцов. Однако среди организаторов и заказчиков терактов множество очень богатых людей; в террористическую деятельность вкладываются огромные средства, которые при ином использовании могли бы поднять экономику не одной страны. Терроризм в XXI веке выходит за рамки отдельных стран и становится надгосударственным, вредя не только Западу, но и самим мусульманам. Поэтому следует говорить о «транснациональном исламистском терроризме». Те, кто вербует отчаявшихся людей для исполнения терактов, стремятся к осуществлению глобализации по другому, противостоящему Западу образцу. Они ставят перед собой задачу установить господство в странах ислама, а для консолидации сил провоцируют агрессию со стороны западных стран, прежде всего США. Главным методом борьбы в этой войне и становится терроризм, а лозунги ислама используются для маскировки политических целей.

Поэтому, несмотря на реально существующие различия между исламским и «западным» миром, мы (вслед за автором книги) не склонны преувеличивать значение весьма популярной концепции «столкновения цивилизаций». Сама по себе вполне допустимая при объяснении отдельных событий, в условиях современной геополитической ситуации эта идея приобретает явно провокационный характер.

Любая мировая религия создавалась для того, чтобы укрепить связи между людьми, помочь им достойно принять все вызовы, возникающие в кризисных ситуациях, и ислам в этом плане не является исключением. Как мы видели, «пять столпов» этой религии зиждутся на покорности Богу и помощи ближним. Поэтому исламский фактор может и должен сближать народы. Для этого, как подчеркивает В. Пластун, необходимо исследовать богатую культуру ислама, «обогатившую мировую сокровищницу непреходящими ценностями».

стр. 15

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+429+1