Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2021

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 35 (2620) 13 сентября 2007 г.

ТПУ ОТМЕЧАЕТ 105 ЛЕТ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
ОДНОГО ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ВЫПУСКНИКОВ

14 сентября 1902 года родился один из самых талантливых людей России — Николай Ильич Камов. Стопятилетию со дня рождения знаменитого авиаконструктора — выпускника ТПУ посвящена выставка истории отечественного авиастроения «От «Красного инженера» до «Черной акулы», которая открылась 12 сентября в Научно-технической библиотеке ТПУ.

Пресс-служба ТПУ

Иллюстрация

Николай Камов, автор лучшего российского армейского вертолета К-50 — «Черная акула», стал знаковой фигурой в своей области знаний. Именно Камов придумал само слово «вертолет». Николай Ильич — один из самых заслуженных авиаконструкторов, основатель крупнейшей мировой школы вертолетостроения, создатель великолепных летательных аппаратов, конструкторского бюро и производственных комплексов, а также доктор технических наук, генеральный конструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР.

Его головокружительная карьера ученого и гениального конструктора началась в стенах Томского технологического института. В 1918 году он поступил на механический факультет ТТИ. Учиться было трудно: белочешский мятеж, гражданская война, неоднократная смена власти, чужой город, бытовые проблемы. Но ни разруха, ни голод, ни холод, ни эпидемии не охладили тяги юноши к науке. А вскоре судьба сводит его с людьми, общение с которыми определяет весь его дальнейший жизненный путь. Одним из них был заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания профессор Александр Васильевич Квасников. Бывший ученик и лаборант профессора Н. Е. Жуковского, он в первую мировую войну был летчиком и не только сражался на фронте, но и вел большую научную работу по совершенствованию аэропланов. Блестящий ученый дал путевку в жизнь многим прославленным советским авиаконструкторам. В 1923 г. Николай Ильич успешно защищает диплом, подводя закономерный итог своему пятилетнему обучению в технологическом институте. Сердечно поздравляя его с присвоением звания инженера, профессор Бабарыков сказал, что сочетание ясного ума и золотых рук его ученика дает основание предполагать, что со временем он станет крупным инженером. Старый профессор не ошибся — имя Николая Камова навеки вписано в золотые страницы истории не только ТПУ, но и г. Томска.

Конструкторским бюро под руководством Н. Камова создано целое семейство вертолетов, неоднократно получавших высшие награды на ВДНХ и на всемирном авиасалоне в Ле-Бурже. Среди них насосный вертолет Ка-15 гражданского назначения (1950-1956), на котором был установлен рекорд скорости полета; многоцелевой, юркий Ка-18 (1955-1960), в шутку называемый «летающим автомобилем» и удостоенный диплома и Золотой медали на Брюссельской выставке 1958 г.; двухтурбинный Ка-25 (1958-1968). «Лебединой песней» авиаконструктора Камова стал созданный под его руководством двухтурбинный экспериментальный винтокрыл Ка-22 (1953-1964), у которого для создания подъемной силы служили и крыло, и несущие винты, то есть элементы самолета и вертолета. Взлетая и садясь по-вертолетному, машина обладала скоростью самолета. В 1961 г. на ней было установлено восемь мировых рекордов, в т. ч. скорости по прямой — 356 км/ч, скорости по замкнутому 100-км маршруту — 336 км/ч, поднятия коммерческого груза массой 16,5 т на высоту 2,5 тыс. м. В 1960-1970 гг. вертолеты, разработанные и производимые объединением Николая Камова, поставлялись в 14 стран мира.

Несмотря на известные экономические трудности 1990-х гг., фирме «Камов» удалось сохранить костяк конструкторского бюро, а значит и способность создавать новые современные вертолеты.

стр. 2

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+430+1