Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 9 (2744) 4 марта 2010 г.

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ
ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В январе наша газета уже писала о прошедшей в администрации Советского района встрече с молодыми учеными СО РАН, которые в 2009 году получили гранты мэрии Новосибирска на исследования в разных отраслях науки. В числе «грантодержателей» — молодежная группа из Института археологии и этнографии СО РАН с проектом «Комплексное исследование по этносоциальной истории г. Новосибирска. Подготовка атласа «Многонациональный Новосибирск».

Ю. Александрова, «НВС»

Сегодня мы беседуем с руководителем группы, кандидатом исторических наук Е. В. Самушкиной.

— Екатерина Викторовна, давно ли занимаетесь этой темой?

Иллюстрация

— Я работаю над ней около полугода, а мои коллеги по проекту — уже около трех лет. Сама я окончила историческое отделение гуманитарного факультета НГУ, где начала специализацию по этнографии. Защитила диплом по проблемам символьного воспроизводства этничности в Хакасии в XIX — XX веках, а потом и диссертацию «Символические и нормативные аспекты современного этнополитического движения Республики Алтай, Республики Тыва и Республики Хакасия (конец XX — начало XXI вв.)». Таким образом, область моих научных интересов — современные этнонациональные движения в республиках Южной Сибири, современная праздничная культура, символическое воспроизводство этничности, образы прошлого и их воспроизведение в публичном пространстве. А сегодняшнее исследование — деятельность этнонациональных автономий — для меня новое направление. Но, в сущности, оно является продолжением и расширением тематики.

— В чем значимость заявленного проекта?

— Как известно, с момента своего основания в конце XIX века Новосибирск развивался на основе переселенческих потоков. Многое изменилось с тех пор, но и сегодня он остается городом переселенцев, в котором сосуществуют разные культуры и вероисповедания. До последнего времени истории современного этносоциального пространства нашего города по сути не уделялось внимания. Единственная работа — сборник по этническим общностям Новосибирска, их истории и современному состоянию «Новосибирск многонациональный. Народы и религии», выпущенный несколько лет назад сотрудниками ИАЭТ СО РАН.

— Немного подробнее об «этносоциальном пространстве»... Какие именно аспекты изучаются?

Иллюстрация

— Нас интересует деятельность разнообразных этнокультурных автономий: как они презентируют свою этничность, этническое поведение, что они вкладывают в это понятие. Всего в Новосибирске насчитывается до 120 этнических групп, но мы в основном рассматриваем наиболее многочисленные, среди которых, к примеру, белорусы, украинцы, немцы, татары, азербайджанцы. Все эти общности имеют этнические организации, представляющие собой некие центры мобилизации, которые «спускают сверху» своеобразные правила, коды поведения — то, как, по их мнению, должен вести себя образцовый представитель той или иной культуры. Эти организации активно участвуют во всех городских мероприятиях, проводят фестивали, встречи и т.п.

Городское пространство — это не только непосредственная деятельность этнонациональных организаций, но еще и этнические рестораны, кафе, лавки, которые сейчас становятся модными. Таким образом, можно сказать, что Новосибирск в наши дни является модернизированным пространством, которому свойственна не столько тяга к традиционной культуре, сколько нацеленность на моду — этничность используется как товар, ее презентируют или продают, стараясь привлечь потребителя. Это и оформление, и представляемые товары: например, магазин «Золотой дракон», где продаются товары из Юго-Восточной Азии, изделия алтайских декоративно-прикладных промыслов, или сувенирные лавки, в которых можно купить берестяные изделия, представляющие славянскую традиционную культуру. Здесь изначальный этнический смысл теряется — выразительные, яркие образы синтезируются с коммерческой целью. Хотя мегаполис порождает интерес к этническим, культурным и конфессиональным различиям, при этом он нивелирует культурное разнообразие.

Иллюстрация

— Наверное, это не единственная проблема?

— Действительно, в ходе исследования был выявлен еще один аспект — неукорененность жителей Новосибирска. Ведь укорененным считается новосибирец в третьем поколении. Именно эти укорененные жители создают стандарты городской культуры, а потом «транслируют» принятые правила общежития. Считается, что стабильно развивается город с 75 процентами укорененного населения, а в Новосибирске, по нашим данным, всего 45 % таких жителей. В четвертом же поколении — лишь 7 % (это касается всех этносов). Диссертация одного из наших коллег, Евгения Антропова, посвящена наиболее разнообразным этническим анклавам, представленным в нашем городе, а также миграциям, поскольку история Новосибирска связана с различными миграционными потоками — коллективизацией 20-х годов, депортацией различных этнических общностей и, конечно же, с потоком переселенцев из стран СНГ в последние десятилетия.

— Проводился ли анализ ситуации — почему все они оседают в нашем городе?

— Наш отдел этнографии под руководством д.и.н. И. В. Октябрьской сотрудничает с социологами из Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, которые ведут проект по оценке качества человеческого потенциала Сибирского федерального округа — они как раз и анализируют все миграционные процессы. Так вот, в большинстве своем сельские мигранты или приезжие из стран СНГ не оседают у нас — эти люди рассматривают Новосибирск как транзитный пункт, в котором можно осмотреться, решить экономические проблемы и уже потом переехать в европейскую часть страны (это связано как с экономическими показателями, так и с климатом).

Иллюстрация

Частью проекта явилась выставка «Новосибирск многонациональный», которая проводилась на базе Института искусств НГПУ. Ее организаторами стали также Институт археологии и этнографии СО РАН, Центр национальных литератур, а также Отдел по взаимодействию с религиозными организациями и национально-культурными автономиями и организациями Управления общественных связей мэрии. Кто мы? Какие мы? Что нас связывает? Как было сказано в анонсе выставки, «эти вопросы обозначили парадигму авторских фотоисследований». Фотограф В. Кламм провел мастер-класс, затем был объявлен фотоконкурс, цель которого — необходимость создания живого динамичного образа города как многоликого целого, попытка «нарисовать» обобщенный портрет современного многонационального города, дать повод осмыслить процессы, происходящие в столице Сибири и спрогнозировать тенденции их развития в городском пространстве.

— Почему важно изучать этносоциальную историю именно в городском пространстве?

— С одной стороны, Новосибирск — это полиэтничное образование, в котором мозаично представлено очень много национальностей. Но в то же время это город неукорененных жителей, создающий обстановку социальной конкуренции — ведь приезжим тоже надо обосновываться на имеющемся пространстве. В этом городском пространстве меняется поведение людей. Например, мигранты сельских районов должны адаптироваться к городским стандартам, принять нормы доминирующей культуры. Так и складывается этот быстро меняющийся образ, единое этнокультурное пространство — не только города, но и всего региона. Хотелось бы отметить один положительный момент — выставка показала, что новосибирцы не ориентированы на четко этническую идентичность — важна скорее региональная идентичность. И эта позитивная направленность прослеживается в фотографиях, интерес к которым был, кстати, очень большим.

Иллюстрация

— Кто еще входит в состав вашей группы? Каким образом вы собираете материал?

— У нас несколько исполнителей: директор Музея Октябрьского района г. Новосибирска Евгений Антропов (он занимается этносоциальными и этнодемографическими процессами в Новосибирской области), студентка гуманитарного факультета НГУ Алена Иванова (ее тема — воспроизводство этничности в городском пространстве), младший научный сотрудник отдела этнографии Елена Павлова (в ее ведении — декоративно-прикладное искусство) и преподаватель НГПУ Наталья Попова (она занимается иерархией идентичностей городской молодежи). Материалы для исследования собираются с использованием нескольких методов этнографических (этносоциологических) исследований. Мы берем интервью у руководителей этнонациональных организаций, у рядовых участников, работаем с документами, анализируем статистические данные, проводим социологические обследования (анкетирование, прожективные тесты), собираем материалы методом включенного наблюдения.

— И в заключение — о ближайших планах...

— Мы собираемся и дальше работать с этой темой, изучать этнокультурное пространство Новосибирска, причем затрагивая уже районы области, обращая внимание на то, как они себя презентируют. Недавно по этой теме прошел семинар, и в Центре национальных культур готовится выпуск сборника «Новосибирск многонациональный. Материалы к атласу» и, естественно, самого атласа. В будущем планируем организовывать этнографические экспедиции с привлечением фотографов для изучения праздничной культуры районов Новосибирской области, ее этнокультурного и этносоциального развития. Будем продолжать исследовать Южную Сибирь: Алтай, Хакасию.

Фото автора, Андрея Шапрана,
Ильнара Салахиева и Андрея Баулина

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+536+1