Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 36 (2322) 21 сентября 2001 г.

АЛМАЗ И ЕГО ЗАГАДОЧНАЯ
НЕОДНОРОДНОСТЬ

Как много интересного можно узнать, изучая алмаз изнутри!

В новосибирском издательстве "Наука" вышла монография доктора геолого-минералогических наук, профессора Якутского госуниверситета Виктора Бескрованова "Онтогения алмаза". Это уже второе, переработанное и дополненное издание. Первое выпущено в 1992 г., тоже "Наукой", только московской.

Наш корреспондент Галина Киселева беседует с автором.

— Виктор Васильевич, в чем особенность вашего подхода к исследованию алмаза?

— В отличие от традиционных подходов, изучающих алмаз в целом как минеральный вид, онтогенический метод исследует каждый кристалл персонально, как отдельный индивид, в процессе его развития — от зарождения до остановки роста или даже умирания (если под этим понимать разрушение).

— А почему метод именуется онтогеническим, ведь, насколько известно, это биологический термин?

— Совершенно верно, термин позаимствован из биологии. Впервые это сделал профессор ленинградского горного института Д.Григорьев. На минералогической конференции в г. Нальчике, где я выступил с докладом "История роста природных алмазов", профессор подошел ко мне, похвалил мой доклад и поинтересовался, почему я не пользуюсь термином "онтогения". Он посоветовал познакомиться с его монографией "Онтогения минералов", написанной совместно с А.Жабиным. В книге я нашел ответы на многие вопросы, над которыми ломал голову не один раз. С тех пор считаю Дмитрия Павловича своим учителем.

Кристаллы в целом, и не только алмаза, стоят как бы на границе между живой и неживой материей. Граница эта размыта, строго не определена. Со стороны живого к ней ближе всего примыкают вирусы, представляющие собой молекулы ДНК, покрытые кристаллической оболочкой. Со стороны неживой природы — кристаллы.

— И что же нового удалось узнать об алмазе?

— Что все до одного кристаллы алмаза неоднородны, было известно и до меня. В них наблюдаются зоны роста, каждая из которых фиксирует определенный период в истории развития (они как годовые кольца на срезе дерева). Мне же удалось выявить, что эти зоны роста группируются в три большие области, которые я назвал онтогенетическими. По тенденции распределения в объеме кристаллов области получили названия центральная, промежуточная и периферийная. Они разительно не похожи по свойствам, в том числе и ювелирным. Алмаз вообще, обладая множеством замечательных достоинств, отличается удивительно разнообразным спектром своих характеристик. Так вот, все эти характеристики у трех областей разные.

Специалисты различают более 6000 разновидностей алмаза. Мне представляется, что это результат различных комбинаций трех онтогенических областей, встречающихся в различных сочетаниях и в разных объемных соотношениях. Такое комбинирование приводит к появлению очень большого числа возможных вариантов морфологических и физических видоизменений алмаза, что, на мой взгляд, объясняет широчайшее разнообразие его природных проявлений.

При этом кристалл не обязательно содержит все три области. В процессе роста он может остановиться в своем развитии после образования двух из них, центральной и промежуточной, или даже одной центральной. И общие свойства камня будут суммироваться из свойств составляющих его областей в зависимости от удельного размера каждой. При этом удельные соотношения могут изменяться в очень широком диапазоне.

Остановкой в развитии кристаллов на этапах онтогенического цикла я объясняю главные особенности алмазов разного происхождения. Мелкие алмазы из мантийных ксенолитов, метаморфических комплексов Казахстана, россыпей Украины, частично из кимберлитовых жил и трубок выделились на раннем этапе. Все они обладают свойствами центральной области. На промежуточном этапе генерировалась часть алмазов из кимберлитовых трубок и жил. Некоторые остановились в своем развитии и преобладают среди общей массы алмазов из кимберлитовых трубок. Другие продолжали рост и прошли полный онтогенический цикл. И, наконец, третья часть претерпела частичное растворение и получила кривогранную форму. Это алмазы из лампроитовых трубок Западной Австралии, россыпных месторождений Урала, Бразилии и Севера Якутии. Все они обладают физическими свойствами, близкими соответствующим свойствам промежуточной области.

Это позволяет идентифицировать находки алмаза неизвестного происхождения. В первом издании "Онтогении алмаза" выдвинуто предположение о возможности лампроитовой природы алмазов Урала. По сообщению уральских геологов, к настоящему времени там эти породы обнаружены.

Прогностические возможности онтогенического метода не исчерпываются одним приведенным примером. С его помощью можно прогнозировать ранее неизвестные качества алмаза. Уже давно, благодаря работам З.Бартошинского и других, известно, что с юга на север Якутской алмазоносной провинции морфология кристаллов алмаза в месторождениях статистически закономерно изменяется. Изменения эти совершенно аналогичны изменениям в кристаллах алмаза при переходе от периферийной области к промежуточной. В структурном (тектоническом) отношении южная часть алмазоносной провинции тяготеет к центру Сибирской платформы, а северная — к ее периферии. В отношении свойств алмазов Сибирская платформа представляет собой как бы кристалл алмаза вывернутый наружу. Исследуя свойства на окраине платформы, можно прогнозировать существование таких же свойств внутри кристаллов алмаза. И наоборот, изучая физические характеристики в разных объемных частях кристаллов, предполагать преобладание кристаллов с соответствующими свойствами на севере или юге кимберлитовой провинции.

— Может ли ваш метод иметь практическую отдачу?

— Безусловно! Он позволяет более рационально использовать алмазное сырье при изготовлении бриллиантов, алмазных инструментов и приборов на основе алмаза. При изготовлении бриллиантов нужно иметь в виду, что центральная область имеет низкие ювелирные качества и бриллиант, содержащий эту область, наследует их. Промежуточная поглощает часть голубого цвета, и камень приобретает желтый оттенок. Именно поэтому уральские алмазы более желтоватые по сравнению с якутскими. Совершенными ювелирными качествами обладает периферийная область.

Главную ценность представляют, конечно, ювелирные алмазы, хотя будущее, на мой взгляд, за техническими. Американский экономист Дэвис еще в 60-х годах утверждал, что если технические алмазы изъять из промышленности США, то ее экономический потенциал снизится вдвое. За прошедшее с тех пор время роль технических алмазов еще более возросла.

Онтогенический метод позволяет выделять отдельные участки алмаза с особо ценными свойствами в кристаллах. Такие участки могут обладать повышенной прозрачностью в широком спектральном диапазоне, проявлять способность к регистрации ядерных частиц, иметь повышенную теплопроводность и многие другие замечательные качества, которые в целых кристаллах, содержащих эти участки, не наблюдаются.

Видите, как много интересного дает изучение алмаза изнутри с помощью онтогенетического метода. Используя фундаментальные знания, "академические" методы, можно ответить на множество вопросов, связанных с этим удивительным, полным загадок минералом.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+60+1