Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 40 (2875) 11 октября 2012 г.

НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ РОССИИ:
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

26–28 сентября в ГПНТБ СО РАН состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Научные библиотеки России: взгляд в будущее», ставшая одним из крупнейших научных форумов России.

В. Иванов, ГПНТБ СО РАН

В Новосибирске собрались представители ведущих библиотек из Москвы, Санкт-Петербурга, регионов Урала, Сибири, Дальнего Востока, стран ближнего (Белоруссии, Литвы) и дальнего (Германии) зарубежья. Всего присутствовало 188 участников из 30 городов.

С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе А. Г. Филичев, который вручил благодарственное письмо Б. С. Елепову, директору ГПНТБ СО РАН, за большой вклад в развитие библиотечного дела и пожелал всем участникам конференции хорошего и плодотворного труда. Учёный секретарь ГПНТБ СО РАН И. А. Гузнер зачитала приветственное слово председателя СО РАН академика А. Л. Асеева.

Целью проведения конференции стало комплексное обсуждение проблем по основным направлениям информационно-библиотечной деятельности. Наиболее актуальные вопросы были рассмотрены на пленарном заседании. Среди них: модернизация информационно-библиотечной системы в условиях трансформаций социума, создание и функционирование систем электронных научных коммуникаций; подготовка специалистов высшей квалификации в области библиотечно-информационной деятельности в условиях меняющейся информационной среды.

Доклад директора ГПНТБ СО РАН д.т.н., проф. Б. С. Елепова и заместителя по научной работе д.пед.н., проф. О. Л. Лаврик был посвящен вопросу модернизации информационно-библиотечной системы СО РАН. Авторы констатировали, что библиотеке необходимо своевременно реагировать на новые вызовы, от которых зависит информационное обеспечение научных исследований. В частности было отмечено, что ГПНТБ и библиотеки СО РАН эволюционно развиваются, постоянно адаптируясь к новым социально-экономическим условиям, используя новейшие информационные технологии.

Особенность настоящего времени состоит в том, что библиотечно-информационная деятельность осуществляется в трёх системах научных коммуникаций. Первый уровень — это традиционная система (библиотека), в которой функционируют документы на бумажных носителях; второй уровень — это электронная среда, электронные источники информации. Наконец, третье измерение — это репозитории и научные архивы, при использовании которых связь между автором и пользователем осуществляется именно через библиотечно-информационные системы. Не могут оставаться без внимания и формы проведения научных исследований, которые видоизменяются: при сохранении традиционных появляются новые. В настоящее время учёный, как правило, работает не только по одной научной проблеме в рамках одного научного коллектива, он также включён в работу большого количества временных научных коллективов, что приводит к появлению новых научных связей.

«Сегодня изменилась сама модель научной культуры. Специалист, научный работник, студент, к сожалению, в первую очередь обращается к электронным ресурсам открытого доступа, используя поисковые системы, далее — к ресурсам издательств, редакций периодических изданий, научно-электронной библиотеки (НЭБ), если у него есть доступ с рабочего места к этим лицензионным ресурсам, и только потом осуществляет поиск в электронных каталогах библиотеки», — подчеркнули авторы доклада.

Развитие информационных технологий идёт очень быстро, при этом библиотеки не должны выглядеть в глазах пользователей архаичными учреждениями. Им следует оперативно реагировать на те изменения, которые происходят в обществе. Вопрос состоит в том, можно ли перестроить сложившуюся библиотечно-информационную систему Сибирского отделения и Российской академии наук эволюционным путём, или необходимы серьезные кардинальные реформы?

Библиотека постоянно развивается, но при этом возникает ряд проблем социально-организационного и технологического характера. Для многих библиотек сети СО РАН, кроме этого, актуален ещё один вопрос — в 42 % библиотек работает по одному сотруднику. Может ли один библиотекарь заниматься автоматизацией библиотечных процессов, обрабатывать информацию, создавать электронные продукты и оказывать услуги, на что ориентированы сегодня все библиотеки мира? Другая проблема состоит в том, что произошли серьезные изменения менталитета пользователей. По данным исследований ряда библиотек, современная молодёжь прекрасно ориентируется в электронной информационной среде, но не умеет работать с традиционными библиотечными ресурсами. Человек, посещающий библиотеку сегодня, требует к себе другого отношения — психология людей изменилась существенно.

В связи с этим сотрудниками ГПНТБ СО РАН сформулирована новая концепция, разработана модель модернизации всей библиотечно-информационной системы СО РАН, которая должна обеспечить научные исследования на качественно более высоком уровне. В ней всё библиотечно-информационное обслуживание, информационное обеспечение учёных и специалистов осуществляется преимущественно через электронную среду. Конечно, при разработке концепции и построении модели пришлось учитывать ряд «сдерживающих факторов» — информационные барьеры, которые существуют сегодня, факторы юридического, коммерческого характера и т.д.

Библиотеки сейчас должны ориентироваться не на свои производственные показатели: сколько книг выдано, сколько читателей пришло, сколько создано ресурсов. Главным параметром становится эффективность использования ресурсов. Важен, прежде всего, конечный результат — как информация доходит до читателя и насколько она своевременна. Ещё одним не менее важным моментом является информационная грамотность пользователей: мы закупаем и генерируем огромное количество ресурсов, но далеко не все специалисты НИУ, вузов и производственных учреждений имеют четкое представление о них и умеют ими пользоваться. Потому актуальным остается вопрос своевременного информирования пользователей и повышения их «информационной квалификации». В этом направлении ГПНТБ СО РАН активно работает.

Залогом решения указанных задач, по мнению авторов, должно стать развитие информационной базы, определение соотношения традиционных и электронных изданий в библиотеках, предоставление большей части информации в электронном формате для пользователей и решение вопроса информационной безопасности. При этом одной из главных задач ГПНТБ СО РАН остается координация работы библиотек сети по генерированию ресурсов.

Директор Библиотеки по естественным наукам РАН (БЕН РАН) д.т.н. Н. Е. Калёнов в своем выступлении отметил, что «структура библиотечной системы БЕН РАН принципиально отличается от структуры Централизованной библиотечной системы (ЦБС) Сибирского отделения. Централизованная система Библиотеки по естественным наукам включает в себя 113 библиотек, 51 библиотека научных институтов и центров являются структурными подразделениями БЕН, которые централизованно получают все ресурсы. Комплектование и обработка литературы, обслуживание по межбиблиотечному абонементу и методическое управление — все эти процессы централизованы».

Коснувшись вопроса сетевых технологий, Н. Е. Калёнов подчеркнул, что всё программное обеспечение в библиотеке разрабатывается её сотрудниками. Программные средства внедряются как в центральной библиотеке, так и во многих библиотеках системы. И одним из примеров использования новых технологий стала экспертная система комплектования: к процессу подбора литературы БЕН привлекает пользователей — экспертов из институтов (88 НИИ, 500 чел.). Параллельно разработана система, которая осуществляет загрузку на сервер информации о предложениях книжного рынка (БЕН РАН покупает базы данных (БД) в Российской книжной палате, сотрудники библиотеки также работают с мировыми БД и отбирают то, что относится к естественным наукам). Эксперт, имея свой логин и пароль, работает с предложенной информацией, «оценивает» её и рекомендует приобретать (или не приобретать) в библиотеку института книгу, если она соответствует (не соответствует) интересам данного учреждения. На основе применения определенной программы, комплектаторы библиотеки могут воспользоваться этими рекомендациями и решить вопрос о целесообразности приобретения конкретных изданий.

Оживленную дискуссию вызвало мнение директора БЕН РАН о Федеральном законе «Об обязательном экземпляре документов» (1994). По его словам, «из 29 тыс. наименований, которые получает библиотека по обязательному экземпляру, эксперты положительно оценивают всего 2,5 тыс. Это говорит о том, что 90 % литературы, формально отнесённой к естественным наукам, не представляет интереса для академических институтов. Мы её или не берем, или списываем. Наша система экспертных мнений, о которой мы упоминали, позволяет оценивать целесообразность приобретения литературы», — отметил он.

По мнению Н. Е. Калёнова, закон «Об обязательном экземпляре...» нуждается в значительном совершенствовании. Его мнение было поддержано заместителем директора по библиотечному обслуживанию ГПНТБ СО РАН к.пед.н. Д. М. Цукерблатом: «Есть две альтернативы: с одной стороны, совершенно неприемлемая — отказаться от обязательного экземпляра. Второй вариант, правильный: закон нуждается в доработке». Все участники дискуссии согласились с тем, что модернизация этого закона необходима.

Кроме того, на заседании было подчеркнуто, что все проблемы носят системный характер и связаны, опять же, со скоростью развития технологий, изменением менталитета пользователей и общей трансформацией культуры.

В связи с этим в своем выступлении Е. М. Полникова, координатор Национального электронного консорциума, специалист по подписке на электронные ресурсы библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), наметила пути решения этой проблемы. «По данным опроса ведущей компании в области мировых электронных ресурсов OCLC, который проводился среди сотрудников библиотек Германии, Великобритании, США и других стран, сегодня приоритетной в деятельности научных и образовательных библиотек является работа с электронными книгами и лицензированными электронными ресурсами. В настоящее время растёт не только количество электронных ресурсов, которые выписывает библиотека СПбГУ, но и неуклонно увеличиваются показатели их использования — с 2004 по 2011 г. — примерно в 10 раз (это данные по полнотекстовым статьям из журналов, 99 % этих ресурсов — зарубежные)». Настораживает автора и степень неинформированности пользователей об этих ресурсах. Докладчик просмотрела сайты ведущих университетов РФ, включая столичные и другие федеральные вузы. Её поразил тот факт, что в ряде учебных заведений до 70 % пользователей вообще не используют электронные ресурсы, потому что просто не знают о такой возможности.

Вопрос использования ресурсов связан также с проблемой быстрого и удобного доступа. «Проблему оперативного доступа к информации нужно решать и старыми, традиционными методами — через доведение новых сведений через тренинги и семинары, и необходимо также следить за обновлением информации в электронном формате, создавать, реконструировать сайты, формировать страницы с удобным поиском», — резюмировала она.

Ещё одной важной темой конференции стал вопрос непрерывного библиотечного образования. Во многом эта тема остается одной из острых и наболевших. Эти вопросы обсуждались на пленарном заседании в докладе проф. И. С. Пилко, проректора Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Ирина Семёновна с горечью констатировала, что сегодня проблем, конечно, больше, чем решений: «Мне довелось обсуждать эту тему на последнем конгрессе Российской библиотечной ассоциации, в беседах с директорами крупнейших библиотек, которые считаются инновационными центрами в нашей системе. Я услышала такое мнение: «Нам не нужны специалисты с профильным образованием. Пусть к нам приходят просто хорошие люди, выпускники любых направлений и специальностей — и мы сами их всему обучим».

В наши дни вместо термина «непрерывное библиотечное образование» используют слово «профессионализация». Это понятие охватывает все периоды жизни в профессии и теоретически все выделенные её ступени. «На образовательные стандарты „третьего поколения“ мы перешли два года назад, причём не по собственной воле, а по отмашке государства. В результате этого перехода система образования в стране сильно изменилась. Специалитет превратился в два уровня высшего образования — бакалавриат и магистратуру. Развести их на уровне вуза достаточно просто. Однако со средним профессиональным образованием у высшего образования нет никаких связей, — считает И. С. Пилко, — и эту ситуацию надо менять.

Стандарты для учебных заведениях среднего и высшего образования разрабатываются абсолютно автономно, отношения аспирантуры и магистратуры нужно также выстраивать — и не всегда понятно, чем магистерская диссертация отличается от кандидатской. Связи между уровнями образования нарушены. Собрать образовательное сообщество и показать, как мы друг друга дополняем и где пересекаемся, очень сложно. Кроме знаний, умений и навыков нужно формировать отношение к социальной среде и волевые характеристики личности, которые позволяют действовать и в традиционных, и в меняющихся условиях», — констатировала она. Обсуждение данных вопросов было продолжено на секции «Подготовка и повышение квалификации кадров» (ведущие: д.пед.н., проф. И. С. Пилко и д.пед.н., проф. Л. А. Кожевникова).

Работа конференции проходила ещё в семи секциях: «Особенности комплектования и формирования фондов в современных условиях» (ведущие: д.филос.н. Л. И. Госина, к.пед.н. Н. И. Подкорытова); «Книговедческие исследования в ГПНТБ СО РАН: от книжных памятников до современных проблем книжной культуры» (ведущие: д.и.н., проф. С. Н. Лютов, к.пед.н. Е. Б. Артемьева); «Актуальные вопросы современного библиотечного дела» (ведущий: к.пед.н. Д. М. Цукерблат); «Библиометрические методы в информационно-библиотечной деятельности» (ведущие: к.х.н. А. А. Набиуллин, к.т.н. Н. А. Мазов); «Электронные ресурсы собственной генерации и их использование, сервисы научных библиотек» (ведущие: д.т.н. Н. Е. Калёнов, к.пед.н. Н. С. Редькина); «Автоматизация и информатизация, технологии и проблемы информационного поиска» (ведущий: зав. Отделением ГПНТБ СО РАН В. А. Дубовенко); «Библиотека и пользователь (читатель), библиотечный маркетинг» (ведущий: к.пед.н. П. П. Трескова).

Очевидно, что новые информационные технологии всё больше и больше проникают в жизнь, предоставляя уникальные возможности для коммуникации и самообразования, удовлетворения информационных потребностей. Библиотеки, естественно, не могут оставаться в стороне от этих быстро протекающих процессов и, по мере сил, стремятся совершенствовать формы своего участия в них. Выставка-продажа изданий ГПНТБ СО РАН, экскурсии по библиотеке (ГПНТБ и Отделению), Академгородку и его музеям способствовали успешному проведению конференции.

стр. 10

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+651+1