Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 1 (2237) 7 января 2000 г.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

Дмитрий КИСЕЛЕВ,
Галина КИСЕЛЕВА.

Глубокий социально-экономический и политический кризис в России не мог не коснуться одной из жизненно важных ее отраслей -- энергетики. Ученые считают, что сегодня со всей остротой встала проблема энергетической безопасности страны. Они инициировали подготовку проекта Доктрины энергетической безопасности России, который уже прошел первые обсуждения в Совете безопасности. Активное участие в разработке проекта принимал директор Института систем энергетики СО РАН доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Николай ВОРОПАЙ. Надо сказать, что Николай Иванович давно и целенаправленно работает по этой тематике.

Группа ученых, среди которых и Н.Воропай, за цикл работ "Создание системы мониторинга энергетической и экономической безопасности регионов России", выдвинута на соискание Премии Правительства РФ 1999 года в области науки и техники.

Н.Воропай -- один из авторов недавно вышедшей в свет монографии российских ученых "Энергетическая безопасность России", в которой дан анализ региональных и федеральных проблем, предложены меры по обеспечению должного уровня энергетической безопасности страны. Книга впервые в отечественной науке и практике систематизирует и обобщает современные представления и наработки по данной проблеме.

-- Николай Иванович, что вообще подразумевается под понятием "энергетическая безопасность"?

-- Это защита граждан, государства, его экономики от угрозы дефицита энергоресурсов. Состояние экономики напрямую зависит от наличия энергетических ресурсов. Кроме того, не малая роль отводится их доступности, в основном, по цене. Есть и еще одна сторона -- рациональное использование энергоресурсов. Это тоже один из элементов энергетической безопасности, который снижает и остроту недостатка энергоресурсов.

Осознание проблемы энергетической безопасности в мире впервые произошло в связи с многократным повышением цен на нефть из-за израильско-арабского конфликта. Угроза полного прекращения ее поставок послужила причиной принятия странами радикальных мер по обеспечению энергетической безопасности. Тогда, например, Франция очень быстро, переориентировала электроэнергетику на атомную, начались поиски альтернативных источников снабжения нефтью, не зависящих от Ближнего Востока. Улучшились отношения с Алжиром и другими нефтедобывающими странами. Это называется диверсификацией энергоснабжения, исключающей зависимость от одного источника.

-- Почему проблема энергетической безопасности так остро встала для России?

-- В России ситуация обострилась вследствие глубокого экономического и политического кризиса. К середине 90-х годов необходимость решения проблемы энергетической безопасности встала со всей очевидностью. И не только в связи с кризисом. Усиленная интеграция в мировые структуры сделала энергетику более уязвимой извне. Участившиеся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера усугубились физическим износом оборудования, на замену которого просто нет средств. В результате крупной аварии, например, в системе теплоснабжения Омска пришлось почти полностью отселять крупные районы.

Энергетика может использоваться и как инструмент политики. Это тоже важный момент. Например, перекрывая или открывая трубу газопровода, линию электропередачи, можно влиять на принятие тех или иных политических решений. То есть, энергетическая безопасность и энергетическая политика тесно связаны между собой. Сегодня энергетическая безопасность для России -- важнейшая составляющая национальной безопасности.

Энергетика влияет на национальную безопасность не только напрямую, когда дефицит энергоресурсов или их стоимость тормозят жизнедеятельность регионов, но и косвенно, когда из-за снижения продажи газа, электроэнергии не получают валюту, бюджет недополучает необходимые средства.

-- В целом по стране сейчас наблюдается огромный спад производства, значит и спрос на энергоресурсы снижен. Многие регионы не испытывают их дефицита. Почему же бьют тревогу ученые?

-- Опасаются за будущую энергетическую безопасность. Если сегодня, несмотря на частые нарушения в энергоснабжении, повсеместные неплатежи, нехватку производственных мощностей отраслей ТЭК, ее можно считать удовлетворительной, то нетрудно представить, что произойдет, если экономика начнет подниматься.

-- Какой же выход предлагается?

-- Необходим целый комплекс мер. Важное место среди них занимают вопросы предотвращения экономических и политических угроз. Экономические меры -- это в первую очередь преодоление инвестиционного кризиса и финансовая стабилизация экономики. В отраслях ТЭК особенно остро стоит вопрос о значительном обновлении производственной сферы.

Если говорить о направлениях действий, то это и решительное наступление на коррупцию в органах власти, информирование благоприятного инвестиционного климата. А это значит, совершенствование законов и соблюдение их; реформа налоговой системы, совершенствование приватизационной политики и т.д.

Необходима социальная и политическая стабилизация общества. С позиций энергетической безопасности это важно для предотвращения террористических актов в отношении объектов ТЭК. Значительное место в составе экономических угроз занимает ценовая политика, которая требует решительного совершенствования. Отдельно следует выделить комплекс мероприятий по повышению экологической безопасности.

Все эти и другие обоснования изложены в наших разработках, проекте доктрины экономической безопасности.

-- Какие рекомендации предлагает Институт систем энергетики СО РАН?

-- В наших последних работах развиваются два направления. Одно из них связано с таким понятием как мониторинг, постоянный контроль ситуации. Предложены два проекта, выполненные совместно с Минтопэнерго, по разработке системы мониторинга. Хотя сейчас в стране восстанавливается регулярный сбор статистических данных и их систематизация, но для мониторинга энергетической безопасности требуется дополнительная информация.

Важно еще и то, что проблема эта многоуровневая: есть региональные проблемы, встающие перед администрациями, есть вопросы, возникающие у отдельных энергетических компаний, требования федеральных организаций. И чем выше уровень, тем более агрегированные нужны показатели, с помощью которых можно было бы объективно оценивать ситуацию.

Достаточно сложный вопрос -- где тот порог, за которым надо "бить в колокола" и принимать решения? К примеру, для системы снабжения нефтью этот порог, видимо, начинается там, где появляется необходимость ввозить нефтепродукты. Значит, нужно предусматривать меры, чтобы такую ситуацию не допустить. Это, так сказать, одна сторона -- оперативная. Второе -- перспектива. Как построить энергетику таким образом, чтобы она была менее чувствительна к внешним угрозам дестабилизации энергоснабжения, чтобы не была ориентирована, предположим, только на газ. "Газпром" ставит вопрос о сокращении подачи газа на электростанции, значит, надо переводить часть электростанций на уголь.

Другими словами, структура энергетики должна быть как можно менее уязвимой по отношению к возможным негативным факторам. Институт систем энергетики имеет комплексные модели, которые позволяют анализировать возможные негативные ситуации, и на их основе давать какие-то рекомендации.

-- Застрахована ли Иркутская область от кризисных ситуаций? Ведь здесь энергоресурсов с избытком.

-- В Иркутской области доля электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС, составляет более трех четвертей всей мощности. Сейчас потребление электроэнергии упало, и мощностей ГЭС вполне достаточно для покрытия спроса. Но в будущем этой энергии может и не хватить, что прогнозируют и наши специалисты.

Необходимо учитывать возможность возникновения подобной ситуации и принимать защитные меры, в частности, предусмотреть возможность большей выработки энергии на тепловых станциях.

Далее. Энергетическое оборудование стареет, практически нет средств на его обновление. Значительно обостряют ситуацию неплатежи.

Иначе говоря, избыток энергии еще не гарантирует надежности, возможности эффективного ее использования.

-- За основу своих исследований берете энергетику Иркутской области?

-- У нас несколько уровней исследований энергетики -- Иркутская область, Бурятия, Амурская и Магаданская области. Далее -- федеральный уровень, межгосударственный. Мы много занимаемся Северо-Восточной Азией. И японцы, и китайцы, и корейцы заинтересованы в том, чтобы разнообразить источники поступления энергоресурсов и всерьез присматриваются к России.

Совместно с другими организациями активно работаем над энергетической программой Иркутской области. Она должна быть завершена в декабре. Здесь целый клубок проблем, связанных с экономикой и социальной сферой.

С помощью своих моделей мы просчитываем ситуации, исходя из потребности в тех или иных ресурсах, из возможных потоков и взаимозаменяемости энергоресурсов, смотрим, насколько отдельные программы согласуются с общей концепцией, вырабатываем единую стратегию надежного энергообеспечения экономики и населения, рационального и эффективного развития энергетики.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+76+1