Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 1-2 (2137-2138) 9 января 1998 г.

ПО КРУГУ АДАПТИРОВАНИЯ

В 1996 году был обнародован Указ Президента Казахстана "О мерах по совершенствованию системы государственного управления наукой в Республике Казахстан". Согласно этому документу создан единый орган государственного управления -- Министерство науки -- Академия наук Республики Казахстан.

Научное сообщество республики проводит годичное собрание, чтобы рассмотреть итоги своей работы после создания этой новой структуры, определить дальнейшие направления и приоритеты. Это явилось и темой состоявшейся накануне беседы обозревателя газеты "Казахстанская правда" с министром науки -- президентом Академии наук РК Владимиром ШКОЛЬНИКОМ.

Виктор ЖУРАВЛЕВ,
"Казахстанская правда", 1997 г.

-- Владимир Сергеевич, как адаптируется возглавляемая вами столь сложная научная система к рыночным условиям?

-- Именно отсутствие четкой координации между органами управления наукой (де-юре и де-факто их было три) в деле адаптации к быстрым изменениям в социально-экономическом укладе и привело, на мой взгляд, к необходимости проведенной реорганизации. Совершенно очевидно, что в рыночных условиях научно-техническая продукция является товаром и должна покупаться, а термин "внедрение" должен исчезать. Указ Президента, кстати, подчеркнул усиление роли науки в "социально-экономических преобразования страны". А наиболее полно рыночным отношениям отвечает программно-целевой метод финансирования науки, управления ею. Заключается он в следующем. Сначала государство определяет приоритеты развития науки и техники, в русле которых затем объявляется конкурс среди научных коллективов. Предлагаемые ими проекты проходят государственную экспертизу по общепринятым, в том числе теперь и у нас, международным методикам. Выигравшие проекты -- и только они -- и получают финансирование.

-- Расскажите об этом подробнее.

-- Начну с фундаментальной науки. Здесь в определении приоритетов, во-первых, участвуют все ученые республики. Во-вторых, учитываются мировые тенденции развития науки. Наша цель -- занятие Казахстаном достойной ниши в мировой фундаментальной науке. Особо необходимо подчеркнуть, что все решения принимаются не чиновниками, а научной общественностью -- в базе данных у нас около трех тысяч ученых. Это происходит так. Расширены права и полномочия отделений наук, а в их состав введено 30 процентов ведущих ученых, не являющихся академиками и членами-корреспондентами. Теперь наши отделения -- это не подобия неких хозяйственных главков, а центры методологической, аналитической и прогнозной работы. Имено сюда попадают все фундаментальные программы и проекты и получают заключение, прежде чем будут направлены на государственную экспертизу.

Все проекты, уже прошедшие госэкспертизу, рассматриваются высшим научно-техническим советом, также образованным в соответствии с указом Президента. Предложения ВНТС затем должна утвердить коллегия МН -- АН РК. Словом, такая тройная система прохождения: отделение наук -- экспертиза -- ВНТС (с последующим утверждением) достаточно объективна.

Подобным же образом система действует и в отношении прикладных исследований. При всей условности деления на прикладные и фундаментальные хочу сказать особо: прикладные -- это те, на "выходе" которых сегодня должен быть конкретный заказчик, который платит деньги за готовый результат.

-- Как это достигается?

-- Во-первых, сформировано несколько республиканских целевых научно-технических программ: по биоинженерии, комплексной переработке минерального сырья, фитохимии, развитию средств радиоэлектроники и связи, атомной энергетики, нефтеперерабатывающих малых заводов и ряд других. Они уже действуют. В них предусмотрен замкнутый цикл: от разработки, "подпора" фундаментальными исследованиями до выпуска продукции. Головной организацией в каждом случае является тот или иной научный центр.

Еще один принципиальный рыночный момент -- работаем по системе возвратного финансирования. То есть, поддержу бюджета получают те прикладные разработки в нашей стране, конечный продукт которых (в виде изделий, патентов и т.д.) будет куплен у нас или за рубежом, и вложенные средства гарантированно вернутся в бюджет, позволяя финансировать следующие разработки. О прибыли тут речи нет, это, так сказать, самоподдерживающаяся система, позволяющая сохранить творческий потенциал ученых, перспективные технологические циклы.

Кстати, развитие системы возвратного финансирования прикладных разработок мы связываем и с развитием малого предпринимательства в научно-технической сфере в соответствии с указом Президента. Исполнение указа взято под особый контроль, и сформирована специальная программа действий.

А вот пример выхода на самофинансирование уже с прибылью. Реализуем совместно с американскими коллегами идею, суть которой в том, чтобы наши институты в области аграрной науки и их опытные хозяйства не ограничивались "обычными" результатами в виде новых сортов растений, пород животных и т.д. Речь о том, чтобы в двух-трех хозяйствах создать по последнему слову техники производства по выпуску соответствующей конечной продукции более высокого качества, чем покупаемой нашими потребителями зарубежной. Средства будут поступать через тот же возвратный механизм. И главное -- организуются новые рабочие места.

Очень тесно сотрудничаем с зарубежными фирмами, ставшими сейчас владельцами или совладельцами казахстанских предприятий. Только с "Испат Карметом" заключено соглашений на сумму около 300 тысяч долларов США. За этим -- предложенная нами совместная программа создания высокотехнологичных процессов, предусматривающих повышение эффективности производства, снижение его энергоемкости, улучшение экологии и т.д. Это значит, что наши ученые начинают успешно конкурировать с западными, ведь тот же "Испат Кармет" может купить за свои деньги любую разработку, где захочет, но он хозяин, владелец, и покупает там, где и дешевле, и выгоднее. А был бы стимул конкурировать с любыми другими разработчиками в мире, если бы государство по-прежнему продолжало давать деньги за работу вообще?

-- Но нередко можно услышать от наших ученых мнение, что с приходом зарубежных компаний их бесспорные научные достижения оказываются невостребованными.

-- Я склонен все же утверждать, что те ученые, чьи прикладные разработки не покупаются, должны пересмотреть свои подходы и сделать свою продукцию конкурентоспособной. Я еще не видел ни одного бизнесмена, если он, конечно, состоятелен, который отказался бы купить разработку, позволяющую повысить эффективность производства и получить большую прибыль.

А в сотрудничестве с западными фирмами мы ставим вопрос и об участии в каком-то минимальном проценте от прибыли, чтобы наша наука могла саморазвиваться.

-- Наши ученые могут сегодня разбогатеть?

-- У них нет ограничений на величину зарабатывания денег. Но наше общее социалистическое сознание -- всем поровну -- еще "работает, и руководитель старается поделить именно так. Но это путь в никуда. Если не платить лучшим "генераторам" или исполнителям, они просто уходят, и вся организация умирает. Осознание этого сейчас приходит к людям.

-- Специалисты, которых коснулась конверсия, порой сетуют, что рынок с ними обошелся не очень хорошо, обесценив их многолетний напряженный труд.

-- Ситуация действительно трудная, но не безнадежная. Лишь один пример. В тяжелейшем положении оказались ученые-ядерщики в г.Курчатове после того, как оттуда ушли военные, прекратились заказы, связанные с испытаниями. И все-таки коллективы, входящие сейчас в Национальный ядерный центр, удалось мобилизовать на решение необходимых стране задач, прежде всего по ликвидации последствий ядерных испытаний, развитию атомной энергетики Казахстана. Более того, работы наших ученых в области обеспечения радиационной, ядерной, общетехнической и экологической безопасности нашли спрос в развитых странах мира: Японии, США, ЕС, в России. А продажа результатов исследований, а не сырья или машин -- это вообще самый высший уровень продаж на мировом рынке. Значит, и такой шаг в сторону рыночных отношений нам по силам.

Трудно, но успешно идет и переориентация бывших оборонных заводов радиотехнического профиля на выпуск гражданской продукции -- средств связи, товаров народного потребления.

Так что рынок -- это не только новые, неожиданные проблемы, которых, конечно же, хватает. Очевидны и преимущества от возможности прямого соприкосновения с мировым научным сообществом -- наука едина. Можно выполнять по зарубежным заказам свои работы, в том числе и масштабные, которые сейчас в нашей стране могут быть не востребованы. А для нас это -- и рабочие места, и приток денег в страну, и рост квалификации ученых, предотвращение "утечки мозгов", и необходимый приток молодежи в эти исследования.

Я хорошо запомнил высказанную нашим Президентом на Ассамблее народов Казахстана мысль, что наука -- это главный стратегический ресурс страны. Поскольку без этого ресурса, без бережного отношения к нему и без помощи ему государство не будет цивилизованным.

-- И все же наша наука тоже "сокращается".

-- В наиболее бедственном положении оказались отраслевые институты, потому что выполняли сугубо технологические задачи, ориентированные, скажем, на какой-нибудь рудник, ныне давно уже находящийся в чужой собственности, а то и закрытый.

Залог их выживаемости -- новые заказчики. Часто это могут быть те же зарубежные фирмы. Как, например, для находящегося в Атырау Института химии нефти и природных солей может обернуться процветанием соседство с фирмами, работающими на Тенгизе, где ничего не делается без высокого научно-технологического обеспечения и где вращаются солидные деньги.

Но и сами такие институты, чтобы выжить, должны активнее адаптироваться к рынку -- например, набирать молодежь со знанием языков и компьютерных технологий, с четким понимание западных стандартов в выполнении тех или иных технологических разработок, чтобы предложить свои, более дешевые и конкурентоспособные.

Программно-целевой метод открывает ученым много источников получения средств. Это не только республиканские, но и международные конкурсы и программы, десятки фондов. Конечно, тут соревнуемся с учеными из других стран, столь же нуждающимися во внешних источниках, как и наши. И в 1996 году в республику на науку привлечено около 12 млн долларов за счет продажи разработок и выигранных международных грантов. А выигрыш грантов -- основание судить о том, что работа соответствует международному уровню в своей отрасли.

-- Так или иначе всюду присутствуют деньги. Но как вы делите бюджетные средства? У вас репутация чрезвычайно щепетильного в отношении денег человека, сторонника предельной прозрачности отраслевого бюджета. Но что-то же зависит лично от министра? Допустим, на этом месте кто-то другой -- и что же, пойдут какие-то предпочтения, зависящие, скажем, от "специализации" руководителя?

-- Моя позиция в том, что бюджетные деньги -- это святые деньги, деньги нашего народа, наших налогоплательщиков. И такой подход, когда финансируются только программы, выигравшие конкурс, позволил уйти от растаскивания бюджета по отраслям. Роль чиновника в отношении того, кому дать или не дать деньги, минимальна. Все этапы прохождения проектов, о которых рассказал, сводятся к тому, что я, как министр -- президент Академии не могу изменить этого положения и решения научного сообщества. А что касается самой науки, то должна работать система вне зависимости от того, кто сидит на этом месте. Мы такую систему должны создать и мы ее создадим. Это принципиальный вопрос. Наши же бюджетные 3 миллиарда разбиты на много подстрок, по которым легко проследить, что и как расходуется.

В науке кончается "царство" того или иного направления (разумный баланс должен обеспечивать жизнедеятельность всей науки), как и того или иного руководителя. Система становится открытой. В этом залог ее выживаемости. В этом суть. Закрытая, замкнутая система, как известно, не выживает.

-- В последний год все же ходило немало разговоров, что, мол, академия уничтожена...

-- Как видите, это не так. Хотя, к сожалению, есть и свои драмы, связанные с тем, что на всех, увы, нет заказчиков, с неумением приспособиться к переменам. Ряд институтов закрыт. Но кто сумел адаптироваться, тот сейчас все больше чувствует свою востребованность.

Есть проблемы с коренной модернизацией науки, с оснащением современными приборами и средствами телекоммуникаций и связи. Над этим тоже напряженно работаем, но стараясь не обременять бюджет. Так, основное количество дорогостоящего оборудования и принципиально новых приборов получено благодаря грантам. Наверное, сможем обеспечить наших ученых доступом в Интернет: выигран международный грант, позволяющий пользоваться для науки ресурсами Интернета в течение двух лет.

-- Что вам дало то, что стали организатором науки?

-- Вообще я рыночник по убеждению. Еще в 1989 году, когда уже обозначилась судьба социализма в стране, мы с группой единомышленников, также работавших на Мангышлаке, занимались анализом экономической ситуации в регионе. Вывод был однозначен: без новых подходов региону не выжить. Мы создали проект СЭЗ "Мангистау".

Считаю, мне повезло, что удалось работать в команде Президента в период становления государства, рыночных отношений. Это ведь исторический процесс, бесконечно творческий и захватывающе интересный. А в успехе я просто не сомневаюсь.

-- Как относятся коллеги из других стран к тому, что у нас возникла такая управленческая структура -- единственная в СНГ?

-- Интерес небывалый. Мы раздали им документы о наших преобразованиях, они внимательно изучаются. Ведь по рыночным преобразованиям Казахстан сейчас занимает лидирующие позиции в СНГ, что высветило проблемы прежде всего в научно-технологической сфере. И то, как они решаются у нас, -- необходимость, а не просто чье-то желание. К этому, убежден, придут все.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+80+1