Самый простой пример -- доступ к адресно-телефонному справочнику. Для осуществления поиска телефона или почтового адреса нужного человека достаточно указать узел дерева каталога, в ветвях которого будет осуществляться поиск, и поисковый атрибут, например, начало фамилии человека. Чтобы найти информацию о всех сотрудниках, например, Новосибирского научного центра, фамилия которых начинается на Федотов, необходимо обратится к любому LDAP-серверу СО РАН с запросом, указав базовый dn (ou=nsc,ou=sbras,dc=ras,dc=ru), глубину поиска (SUBTREE) и фильтр поиска (objectClass=*)(cn=Федотов). Причем сделать это можно через адресную книгу Microsoft Outlook Express, поставляемую вместе с Windows.
Возможность создания в LDAP распределенных справочных систем с четко определенными механизмами взаимодействия отдельных серверов позволяет использовать глобальный каталог для хранения системной информации. В частности в каталоге можно хранить информацию, идентифицирующую пользователя, и информацию, определяющую полномочия пользователя на доступ к тем или иным ресурсам. Более того, в LDAP определены механизмы аутентификации пользователя как по имени и паролю с различными методами шифрования, так и по различным ключам. Следствием этого является возможность использования LDAP для построения системы однократной регистрации пользователя при доступе ко всем ресурсам распределенной информационной системы. При этом существенно, что каждый объект в каталоге может иметь свои списки доступа. Это позволяет четко разделить в корпоративном каталоге зоны ответственности и предоставить право пользователям и группам пользователей самим управлять своими ресурсами.
Отдельный интерес представляет последовательность организационных мероприятий, направленных на формирование корпоративного каталога СО РАН и поддержки его в актуальном состоянии. Не секрет, что информационный ресурс будет поддерживаться в актуальном состоянии тогда и только тогда, когда требование актуальности этого ресурса является одним из основных требований нормального функционирования информационного сообщества. Например, предоставление доступа к информационным ресурсам, необходимым для научных исследований, только посредством аутентификации и авторизации пользователей в корпоративном каталоге, приводит к заинтересованности каждого научного сотрудника в отображении в этом каталоге собственной персоны.
На сегодняшний день последовательность организационных мероприятий, направленных на формирование корпоративного каталога, выглядит следующим образом:
Возможность обработки запроса на любом LDAP сервере Отделения требует пояснения. Как уже отмечалось, каждый сервер может хранить как весь корпоративный каталог, так и только отдельные его узлы. В случае отсутствия запрашиваемого узла на сервере сервер адресует запрос или на сервер, содержащий этот узел (для дочерних узлов по отношению к узлу сервера), или на сервер, содержащий узел родительский. В любом случае запрос будет обработан. Время обработки запроса, естественно, будет зависеть от количества переадресаций.
Для администрирования отдельных ветвей дерева корпоративного каталога можно использовать любое программное обеспечение, в том числе и свободно распространяемое, например, JXplorer (Computer Assciates), интерфейс которого представлен на рис. 9.
Таким образом, технология LDAP позволяют создать распределенную справочную корпоративную информационную систему, легко интегрируемую в глобальные системы LDAP. Cхематично корпоративная справочная система LDAP выглядит следующим образом: