Требования научных работников (а также других пользователей ЭВМ), желавших использовать компьютеры для обработки не только данных, но и информации, привели к созданию различных моделей структурирования информации, прежде всего, баз данных, и появлению на их основе электронных справочников, каталогов, систем автоматического библиотечного обслуживания.
В конце 1980-х годов Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии CCITT (ныне ITU-T) предпринял попытку создания универсальной справочной системы в основу которой были положены рекомендации (стандарт) X.500. Однако эта система была реализована далеко не в полном объеме, так как предложенный проект был излишне универсален, что привело к чрезмерной ``тяжеловесности'' системы.
В середине 1990-х годов возникло осознание необходимости интеграции разнородных научных ресурсов сети Интернет в единые научные информационные системы (НИС), которые позволили бы установить связи между разнородными документами, организовывать единые каталоги документов, а также создавать специализированные системы поиска.
Исходя из накопленного нами опыта создания распределенной информационной системы СО РАН (см. раздел 6.) и анализа других НИС (прежде всего, перечисленных выше), рассмотрим проблемы выработки единой методологии формулировки требований, предъявляемых к информационным системам научно-организационной направленности.