г. Новосибирск 1998 год.
Территориальное управление автомобильных дорог
Новосибирской области

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
по материалам периодических изданий
Новосибирской области.
"Дорожная отрасль: проблемы и решения"


   IV. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ.

Десятки тысяч россиян ежегодно гибнут и получают увечья на российских дорогах. Эта страшная статистика оставляет далеко позади наши потери в Афганистане и даже Чечне. Координировать мероприятия, направленные на улучшение ситуации на дорогах области, тоже приходится дорожникам.

4.1. ДОРОГИ СТАНУТ БЕЗОПАСНЕЕ.

"Вечерний Новосибирск", 02.04.98 г.

Как-то так повелось в нашем отечестве: благородные дела сами по себе, а деньги для них - сами по себе. Придавить налогом, не платить зарплату или точечное бомбометание организовать - это для нашего государства запросто. А вот профинансировать что-то действительно стоящее - на это рублей обычно не находится.

Приятное исключение из тоскливого правила - принятая областной администрацией и реализуемая в настоящее время целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Новосибирской области". Состав ее непосредственных участников - от представителей силовых органов до педагогов и средств массовой информации. Финансы им выделены по областным меркам немалые - 15441 миллион новых рублей. Цель, ради которой они должны быть потрачены - о ней рассказывает главный координатор программы.

Заместитель начальника Территориального управления автомобильных дорог Александр Пичугин:

"Не секрет, что аварийность на дорогах области остается недопустимо высокой. Разбитые автомобили - полбеды. Беда - погибшие в авариях или ставшие инвалидами люди. Ежегодно по области регистрируется около 4000 травм в дорожно-транспортных происшествиях, из них примерно 500 - со смертельным исходом. Поэтому снизить аварийность - это прежде всего спасти человеческие жизни. Если нам удастся сохранить жизнь хотя бы 50-100 человек, уже можно считать, что деньги и усилия потрачены не зря".

Каждый из участников уже представил свои предложения, намеченные к реализации. Наступление на аварийность планируется вести по нескольким направлениям.

Первое из них - повышение качества и безопасности дорог области. Эта задача возложена на Территориальное управление автомобильных дорог, региональную дирекцию N 3 "Дороги Западной Сибири" и службы ГАИ. Организация дорожной разметки, установка знаков и предупреждающих плакатов, разработка и сооружение информационных щитов и табло - все эти мероприятия будут финансироваться за счет программы.

Особое внимание уделяется потенциально опасным участкам дорог - их список определен для каждой трассы. На них должны быть выставлены специальные оповещающие щиты. Каждое из таких мест будет взято сотрудниками ГАИ на особый контроль.

Александр Пичугин:
"Отдельная проблема - спасательная служба на дорогах. Если при аварии опаздывает помощь - тяжесть ее последствий резко увеличивается. Сегодня на базе участника программы ОАО "Славяне" (СПАС-001) начато создание мощной мобильной организации с высокой технической оснащенностью, специализирующейся на оперативной дорожной помощи."

Ордынск, Кочки, Краснозерск... В 13 населенных пунктах области планируется создать представительства спасательных служб. Для них закупается новая техника и современные средства связи. И эти немалые расходы не пойдут даром: за каждым рублем может оказаться чья-то спасенная жизнь.

Другое направление, активно развиваемое в рамках программы - усиление контроля за участниками дорожного движения. Здесь определяющую роль должны сыграть две организации - ГАИ и Российская транспортная инспекция. Культура водителей в Новосибирске и области сегодня даже в сравнении с соседними регионами оставляет желать много лучшего. В рамках программы планируется строительство стаци-онарных постов ГАИ в Барабинском, Татарском и Тогучинском районах, а также содержание и ремонт уже имеющихся постов. Усиливается техническое оснащение сотрудников ГАИ - от радаров до компьютерных систем.

Определенную роль в повышении культуры и квалификации водителей и улучшении технического состояния транспорта должно сыграть и Всероссийское общество автолюбителей, также участвующее в реализации программы. Она включает создание добровольных дружин в помощь инспекторам ГАИ, организацию обучения водителей и совместную работу с органами народного образования по воспитанию школьников.

Третье, не менее важное направление программы - организация работы непосредственно с населением области. Далеко не всегда в дорожно-транспортном происшествии виноват человек за рулем - аварий по вине пешеходов происходит более, чем достаточно. И особая боль в этом плане - дети: ежегодно по области погибает 15-20 юных россиян.

Александр Пичугин:
"Предотвратить эту беду - важнейшая задача, требующая огромных усилий. Здесь наши естественные союзники - органы народного образования и средства массовой информации.

Мы планируем развернуть в прессе и на телевидении широкую кампанию по основам безопасности дорожного движения, рассчитанную как на детей, так и на взрослых. В школах будут проводиться специальные уроки с участием инспекторов ГАИ, по телевизионным каналам намечен цикл постоянных передач в удобное для большинства зрителей время."

Проблем много. Работа предстоит серьезная. Но это как раз тот самый случай, когда цель оправдывает вложенные в нее средства.

В условиях успешно руководимого отечественными реформаторами экономического кризиса каждый месяц тысячи россиян теряют работу. Что греха таить - только богатая страна может позволить себе использовать квалифицированные кадры в качестве "челноков" на базаре или шлагбаумов на рельсах. С другой стороны именно дорожная отрасль при умело проводимой социальной и финансовой политике способна создать сотни и тысячи рабочих мест. Так было в эпоху "великого кризиса" в США. Так может быть и у нас.

4.2. ШАХТУ СПИСЫВАЕМ - ЛЮДИ В УМЕ.

"Вечерний Новосибирск", 16.07.1998 г.

Еще один промышленный объект исчезает с карты нашей области. В Тогучинском районе ликвидируется ставшая нерентабельной шахта "Завьяловская".

Ничего удивительного в этом факте нет - в нынешней российской экономике нерентабельна даже добыча золота, не говоря уже об угле. Но есть грустное - остается поселок Шахта, где живут несколько сотен теперь безработных шахтеров. Уголь нам уже не нужен - а люди?

Александр Штапов, заместитель начальника Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области:
"Сегодня мы решаем вопрос о создании в поселке дорожно-ремонтного участка на базе имеющейся на ликвидируемой шахте техники. Новое подразделение будет строить, обслуживать и ремонтировать прилегающие к поселку дороги района. Под это выделяются деньги - а, следовательно, должна быть и зарплата. Станет возможной и переквалификация бывших шахтеров в рабочих дорожно-строительных специальностей."

Конечно, обеспечить работой всех увольняемых работников шахты дорожники не смогут. Но с отрасли по нитке - голому если не рубаха, то хотя бы майка. Часть жителей поселка перейдет на сельскохозяйственное производство. Кое-кто - на пожарную службу. Возможны и другие варианты. Вопрос только в том, удастся ли осуществить задуманное.

Александр Штапов:
"С нашей стороны - уверен, что удастся. Если конкретно - в августе новый участок уже должен работать."

Что ж, как известно, Америку из кризиса "вывезло" именно строительство дорог. Скромный сибирский штат Тогучин с Техасом, конечно же, не сравнить - но люди у нас, ей-богу, не хуже. И работать умеют. А если еще и зарплату им платить, да вовремя - много ли надо сегодня сибиряку для счастья?

4.3. СПИСАНЫ НА ЗЕМЛЮ.

"Вечерний Новосибирск", 30.07.1998 г.

"Быть дояркой хорошо - а шахтером лучше:" Так, кажется, учили нас в далекие времена. Ну, кто помнит, те самые, когда человек человеку был друг, товарищ и брат, будущие чубайсы с гайдарами весело шастали в коротких штанишках, профессия банкира считалась малооплачиваемой, рэкетира - непрестижной, а уголь поэтически приравнивался к черному золоту: И жила-была-не тужила на территории нашей обиженной полезными ископаемыми области шахта "Завьяловская" со своим персональным поселком Шахта.

По воспоминаниям старожилов, уголек здесь был неплохой. В эпоху паровозов машинисты подруливали на заправку прямо к шахте - качеством топливо выходило куда лучше кемеровского. Конечно, пласт на пласт не приходится - что-то вырабатывается, что-то включается в разработку... Но скажи кто в ту пору, что именно это нормально работающее предприятие угольной промышленности в ближайшие годы ждет полный финансовый крах и закрытие, горе-пророка немедленно бы сдали куда следует, как чокнутого или агента мировой буржуазии.

Тем не менее, так оно и вышло. Импортным кожаным сапогом наступила на страну российская независимость. Стрекоза-экономика стала независимой от отечественного муравья-производителя - уголь из Польши везем, мясо - из Ирландии, куриные запчасти - из Штатов. И покатилась шахта "Завьяловская", как сотни других шахт и заводов от Калининграда до Владивостока, в финансовые тартарары: Да еще с гирей на шее в виде поселка впридачу.

Виктор Просолупов, глава администрации Тогучинского района:
"Добыча угля на "Завьяловской" не ведется с сентября прошлого года. В последнее время уголь шел с очень высокой зольностью, и брала его только Новосибирская ТЭЦ-4. Но главная проблема, пожалуй, все же не в качестве, а в финансовых показателях: уголь продавался по 140 рублей за тонну при себестоимости около 600. В итоге поселку требовалась ежегодная дотация в размере 16-18 млн новых рублей. А где их брать?"

Любой бухгалтер знает: себестоимость - штука хитрая, в нее много чего можно заложить: Тем не менее, снизить ее величину до продажной цены угля сегодня нереально. В нашей эпохе перезрелого монетаризма, как известно, для производителя нерентабельна даже добыча золота и алмазов - что уж тут толковать про копеечный уголь!

И все чин-чином: похоронным маршем прозвучало правительственное постановление о ликвидации шахты, почти святые отцы из Минтопэнерго отпели покойницу приказом... Одна только незадача вышла - а людей куда девать? Народу в поселке три тысячи человек, до райцентра - 40 километров, до Новосибирска - все полтораста. Работы нет, зарплаты нет - хоть в степи замерзай, как тот ямщик из песни.

В цивилизованных странах как делается? Сначала создают рабочие места. Затем потихоньку переквалифицируют кадры. И уж потом закрывают точку, которую хотят закрыть. А у нас, как всегда, по национальной традиции - телега впереди, лошадь сзади.

А все почему? Похороны в России - удовольствие недешевое, даже когда речь идет о нелюбимой теще. А тут целое поселкообразующее предприятие...

И пошел диалог со столицей, как в том анекдоте: "А деньги, поручик?" - "Гусары денег не берут-с, мадам!" На закрытие шахты в первоначальном варианте было отпущено - держи, шахтер, карман шире! - 1.6 миллиона новых рублей. Это при том, что минимальная стоимость такой процедуры, согласно расчетам, составила 40.2 миллиона. Чувствуете разницу?

Надо отдать должное энергии и настырности главы районной администрации. После обивания порогов топливного министерства и личного знакомства с ведущими чиновниками сумму увеличили до 10.3 миллиона - примерно четверти от необходимого.

Виктор Просолупов:
"Пока что эти деньги остаются только на бумаге - в район еще не поступило ни копейки. А зарплату шахта давно не платит - нет уже ее, шахты. Сейчас поселок надо готовить к зиме - тоже неизбежны расходы."

И без того непростое положение осложняется межведомственной неразберихой.

Владимир Медведев, электрослесарь, на шахте с 1966 года:
"У нас лежат регрессные иски на оплату по профзаболеваниям. Контора находится в Кемерово. Деньги из Москвы в Кемерово поступают регулярно, а куда они деваются по пути из Кемерово до Тогучина - неизвестно. Ездили мы с нашими бедами и в Москву. Впечатление? Знаете, скажу так, по-простому: пока матом кого-нибудь в высоком кабинете не покроешь - ни одного вопроса не решишь."

Нашим шахтерам есть в чем позавидовать кемеровским коллегам. Железная дорога от поселка далеко - перекрывать нечего. Столичные комиссии сюда не заглядывают. Крутись, бедолага-район, сам со своими проблемами...

Не последняя в их ряду - проблема шахтерского менталитета. Не вина людей, а немалая беда в том, что все годы существования шахты им внушали, что они - элита рабочего класса. Да и подкрепляли этот тезис соответствующей зарплатой. Представьте себе полковника, ни за что, ни про что разжалованного в рядовые. Пойдет он чистить гальюны, даже если за такую работу будут платить? Никогда - скорее застрелится... Именно это обстоятельство во многом определяет сегодня накал страстей, бушующих вокруг шахтеров - хоть кемеровских, хоть наших.

Самое страшное для моряка - быть списанным с корабля на берег. Так же и для шахтера - из-под земли на землю.

Сергей Полещук, начальник Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области:
"Бывшие шахтеры - квалифи-цированная рабочая сила, и есть смысл сохранить их в этом качестве до лучших времен. К тому же техника, брошенная при закрытии шахты, неминуемо будет разграблена и растащена. Исходя из этого, мы решили открыть на базе шахты участок по обслуживанию и ремонту дорог. Пару десятков рабочих мест мы создадим - с семьями это уже будет гарантированный доход для сотни человек. Программа развития дорожной сети по Тогучинскому району у нас есть, а внебюджетный характер финансирования позволяет решать и денежные проблемы. Конечно, всех мы трудоустроить не сможем, но, кроме нас, есть и другие ведомства, способные на деле помочь шахтерам."

Виктор Просолупов:
"И мы не сидим, сложа руки. Даже сегодня, пока денег еще нет, стараемся что-то делать за счет района. На базе горноспасательной службы образуется мощная пожарная часть. Помещения бывшей душевой перестраиваются под мясопереработку. Организована и работает мельница - кстати, мука получается не хуже привозной алтайской. В перспективе хотим замкнуть технологическую цепочку, наладив выпуск готовой продукции - тех же пельменей, к примеру."

Кадры есть - и вполне квалифицированные. Планы их использования имеются. Нужны деньги - законные, давно выделенные согласно приказу. Ау, столица! Ждите ответа... Ждите ответа... Ждите ответа...

Мы, сибиряки, не можем сегодня ждать милости от российских правительства и президента - им не до нас, и, похоже, не до России вообще. Хотим выжить - надо действовать самим.

Ехидный поляк Станислав Ежи Лец изрек когда-то:"Ну хорошо, допустим, ты пробил лбом стену. И что ты будешь делать в соседней камере?" Человек, организация, отрасль, действующие в нынешней России в одиночку, обречены раз за разом оказываться именно там. Поэтому необходимо объединение усилий дорожников, администрации области и города, представителей федеральной, областной и районной законодательной власти и средств массовой информации с целью выживания экономики региона и его жителей. Дорожная отрасль, обслуживающая новосибирский транспортный узел, сегодня нуждается в поддержке на всех уровнях власти. Главное ее направление - борьба за сохранение внебюджетного характера дорожных фондов в соответствии с действующим российским законодательством.

В проекте бюджета России на 1999 год, разработанном Министерством финансов РФ, предусмотрены приостановка действия Федерального Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" и перераспределение денег фондов на иные цели. Это очень тревожный момент.

ТАКАЯ ПОЛИТИКА ВЕДЕТ К НЕИЗБЕЖНОМУ РАЗВАЛУ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В БЛИЖАЙШИЕ ГОД - ДВА СО ВСЕМИ ВЫТЕКАЮЩИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПОСЛЕДСТ-ВИЯМИ.

НЕИЗБЕЖНОЕ ВСЛЕД ЗА ЭТИМ РАЗРУШЕНИЕ ДОРОГ НЕ ОСТАВЛЯЕТ СИБИРИ - И РОССИИ В ЦЕЛОМ ШАНСОВ НА ВЫХОД ИЗ СЕГОДНЯШНЕГО КРИЗИСА.

Надо действовать сейчас. Завтра может быть поздно.


|Содержание| |Дороги| |Атлас АД НСО| |Структура| |Аналитика| |Подрядчики| |Телефоны|


Обратная связь
© 1998, Территориальное управление автомобильных дорог, Новосибирская область
© 1998, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
    Последняя модификация: Thursday, 10-Sep-1998 01:00:00 NOVST