Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 13 (2798) 31 марта 2011 г.

НАУКА ПОМОГАЕТ
УЗНАТЬ МИР

В Новосибирском государственном университете состоялось торжественное награждение юных исследователей, которые приняли участие в конкурсе детских научных экспериментов под названием «Я узнаю мир», организованном Научно-образовательным центром «Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии» Новосибирского государственного университета и интернет-магазином «Я Узнаю Мир».

Ю. Александрова, «НВС»

Научно-образовательный центр «Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии» проводит работу в разных направлениях, сочетая научную деятельность с учебной. Руководителем учебной компоненты является научный сотрудник Института катализа к.х.н. А. В. Нартова. Именно ей и научному сотруднику того же института к.х.н. С. В. Семиколенову принадлежит идея начать работать со школьниками и даже дошколятами. Так два года назад появились курсы «Химия для детей», включающие в себя теорию, практическую часть и занимательные элементы. За три прошедших «цикла» их посетили около четырехсот слушателей — по-настоящему заинтересованных, активных, стремящихся постичь азы химии и узнать новое.

Как водится, преподаватели давали своим подопечным домашние задания... Так, собственно, и родилась мысль о проведении заочного конкурса. Вообще-то началось всё гораздо раньше. Как рассказывает владелец интернет-магазина Павел Пыряев, «когда мой ребенок был маленьким, встал вопрос о покупке развивающих игрушек. Цены в нашем магазине в Академгородке, мягко говоря, удивили. Тогда у нас с женой и возник проект создания собственного интернет-магазина, который бы торговал научными пособиями, книгами, игрушками по доступным ценам. Правда, спрос на них не слишком большой, разве что перед праздниками...». А потом было решено внести «соревновательный элемент». «Иногда мы дома с сыном ставим опыты, — объясняет Павел, — вот и подумали, что неплохо было бы организовать детский конкурс научных экспериментов, чтобы и другие приняли участие, чтобы у детей глаза загорелись. Впервые это мероприятие проходило в начале 2010 года. Конкурс имел успех и был повторен вновь в 2011 году совместно с НОЦ НГУ. В нем приняли участие 24 человека (причем посетители курсов по химии составили только четверть): ученики школ и детсадовцы, новосибирцы и жители района; был даже участник из Киева».

Иллюстрация

Что касается Новосибирской области, нельзя не упомянуть о группе детского сада «Весёлые ребята» из Кыштовки. Ими была представлена целая серия экспериментов по очистке воды, тушению огня разными способами; тут явно прослеживается влияние неравнодушного взрослого человека — воспитательницы. По условиям, все конкурсанты должны были дома провести опыты, а потом прислать свои фотоотчеты (нашлись даже такие, которые выполнили и отчитались о восьми экспериментах!). Далее подключилась экспертная комиссия, в состав которой входили сотрудники Института химии твёрдого тела и механохимии СО РАН: советник РАН, академик В. В. Болдырев, г.н.с., д.х.н., профессор Е. В. Болдырева, сотрудники Института катализа им. Г. К. Борескова — к.х.н. А. В. Нартова, к.х.н. С. В. Семиколенов, П. А. Пыряев и Д. Н. Касымова.

«Всё было очень серьезно, — рассказывает Елена Владимировна, — мы детально обсуждали все работы (всего — больше пятидесяти!), писали рецензии (собираемся ещё сделать обзор), выбирали победителей. Но по ходу кое-что пришлось переиграть. Сначала предполагались традиционные первое, второе и третье места, а остальным — маленькие „утешительные призы“. Но это же дети, с ними надо обращаться очень аккуратно, иначе разочарование и обида могут остаться на всю жизнь. Тем более, все работы были очень интересными и заслуживали поощрения. Поэтому мы увеличили количество призовых мест и постарались, чтобы и „утешительные призы“ были достойными и радовали. Все участники, а не только победители получили яркие, нестандартные, запоминающиеся дипломы конкурса, которые с большой любовью изготовила Дильнара Касымова из интернет-магазина „Я Узнаю Мир“. Призеры и участники получили научные игрушки (наборы для кристаллизации, конструкторы), занимательные книги. Чтобы сделать возможным этот праздник, чтобы никто не был обойден, интернет-магазин „Я Узнаю Мир“ увеличил призовой фонд; свои личные средства вложили и члены жюри».

Дети и наука, дети и эксперимент... Сочетание немного странное, непривычное. А с другой стороны, может быть, так и надо — побольше бы таких энтузиастов! Ведь кто-то должен всё это инициировать. Спрашиваю, а какие, собственно, научные работы представлялись на конкурс? И в каком виде? Оказывается, требования нешуточные. Надо провести опыты, всё сфотографировать, потом прислать отчет, в котором должна присутствовать методика эксперимента, описание самого эксперимента и выводы. Исследовательская составляющая была плюсом — важно, чтобы ребенок не просто повторил эксперимент и переписал текст из научно-популярной книжки, но что-то изменил, выявил какую-либо закономерность.

На конкурсе были представлены работы из разных научных областей физики, химии, биологии. Так, Полина Прайс в работе «Некоторые свойства жидкостей» показала, что жидкости по древесине могут подниматься вверх, а разные жидкости поднимаются на разную высоту. Саша Синько, представивший на конкурс восемь работ, складывал цвета радуги в белый, определял, в какие цвета окрашивается сок краснокочанной капусты в зависимости от кислотности раствора и т.д. Яша Виделец проверял, можно ли заморозить мыльные пузыри, а Ярослав Руденко (приславший на конкурс шесть работ) и Владимир Антонов наблюдали за ростом микроорганизмов. Саша Блохин представил восемь работ по химии. Со всеми работами можно ознакомиться на сайте интернет-магазина «Я Узнаю Мир».

Организаторы конкурса увидели и тревожные моменты. Так, отличительной особенностью прошедшего мероприятия было абсолютное преобладание участников младшей возрастной группы — дошкольников и младших школьников. «Ситуация достаточно тревожная, — комментирует Е. В. Болдырева. — На какие мысли она наводит? Почему маленькие дети всем живо интересуются, но как только прошли через „горнило школы“, им уже ничего не надо?! Ведь должно быть наоборот! Впрочем, может быть, это то самое „потерянное поколение“, которое росло в атмосфере всеобщего пренебрежения к науке и людям, ею занимающимися, а далее будет все же лучше? Надо смотреть, какими вырастут наши теперешние малыши с горящими (пока?) глазами, будет ли их интерес утрачен в дальнейшем».

«Надеюсь, что и в следующем году мы сможем вновь организовать конкурс, — резюмирует П. Пыряев. — Может быть, придется изменить формат, ввести более серьезные призы, чтобы привлечь и старшую возрастную группу. Будем думать!»

Фото автора

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+585+1