г. Новосибирск 1998 год.
Территориальное управление автомобильных дорог
Новосибирской области

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
по материалам периодических изданий
Новосибирской области.
"Дорожная отрасль: проблемы и решения"


   III. ПРОБЛЕМЫ ДОРОЖНЫЕ.

Как бы туго ни складывалась финансово-дорожная ситуация, а жизнь продолжается - русскому мужику не привыкать варить суп из топоров, стамесок и прочих металлоизделий...

3.1. ДОРОЖНЫЕ НОВОСТИ от 17.06.98.

"Советская Сибирь", 19.06.98 г.

Летние месяцы - напряженная пора для дорожников области. В этом году работы по ремонту дорог уже ведутся во многих районах.

Автомобильные дороги севера области - фактически единственная связь районных центров с сельскими населенными пунктами. В Северном и Кыштовском районах после окончания паводка начат активный ремонт дорог. Уровень паводка в этом году специалисты оценивают как средний, и тем не менее под водой оказались даже многие деревянные мосты. Сейчас водные разрушения устраняются.

Одна из самых трудоемких трасс этой части области - проложенная фактически по болотам дорога Куйбышев-Северное. В июне здесь ведутся работы сразу с двух сторон. Подразделения "Новосибирскавтодора" и ОАО "Сибирская дорога" возводят земляное полотно и проводят устройство асфальтобетонного покрытия. С окончанием строительства Северный район получит комфортабельный выход на федеральную трассу "Байкал".

Аналогичная работа - и тоже с двух направлений ведется и на важной для области дороге Чаны-Венгерово-Кыштовка. И здесь щебеночное покрытие постепенно уступает место асфальтобетонному.

Чуть ли не самый неблагоустроенный в дорожном отношении район области - Чистоозерный. От райцентра до Новосибирска можно добраться только по грунтовым дорогам. Сегодня здесь активно строится новая трасса Чистоозерное-Купино. Старая, более длинная грунтовая дорога пока используется как временный объезд.

Реконструируется и связывающая несколько районов трасса Здвинск-Довольное-Кочки. Здесь расширяется земляное полотно, и дорога одевается в асфальтобетон.

На юге области начаты работы по строительству международной дороги Карасук-Рассказово-Павлодар. Сегодня на этом участке существует старая грунтовая дорога, а в перспективе нашу область и дружественный Казахстан свяжет современная асфальтобетонная магистраль.

И, наконец, о большом и ответственном строительстве недалеко от Новосибирска. Трасса Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий от Новосибирска до границы с Кемеровской областью в последние годы стала настоящей каторгой для водителей - сплошные ямы и ухабы. Сейчас здесь на участках от 24 до 30 километра (около поселка Плотниково) и от 53 до 108 километра начата серьезная работа по ее ремонту и реконструкции с применением новейших технологий. После ее завершения область получит надежную транспортную связь с районами центрального и южного Кузбасса.

Областные дорожные проблемы завязаны в прочный узел с городскими. Особое значение в свете концепции транспортного узла приобретает дорожная связь городских рынков с районами области и соседними регионами.

3.2. БУДЕМ СТРОИТЬ - БУДЕМ ЖИТЬ

"Вечерний Новосибирск", 10.04.98 г.

То, что дорожная сеть, связывающая Новосибирск с областью и соседними регионами, работает с серьезной перегрузкой - факт очевидный для любого горожанина, хоть раз выбиравшегося в последнее время за городскую черту.

Из четырех основных направлений выезда из города пока что худо-бедно не возникает "пробок" только на восточном Кемеровском: помогает относительно недавно введенная в строй объездная дорога через поселок Садовый. Восточное - Ленинск-Кузнецкое намертво перекрыто барахолкой. Невесело и на южном, которое в часы "пик" работает на пределе возможностей из-за неимоверного потока транспорта по улице Большевистской.

Наконец, основательную головную боль водителям обеспечивает направление на Запад. В эту сторону существуют два выезда - но на каждом свои капканы. Дорогу с улицы Троллейной перегораживает Транссибирская железнодорожная магистраль. Легендарный в водительской среде "нырок" под нее у моста через речку Тулу просто не способен справиться с возросшим за последнее время количеством машин. На дороге с улицы Петухова имеются узкий мостик через ту же Тулу плюс опять же барахолка на улице Хилокской. И сколько бы ни крутились сотрудники ГАИ в режиме штопора - устранить пробки на этих дорогах им не под силу. Что предлагается для решения проблемы западного направления? Об этом - и не только - наша беседа с первым заместителем главы областной администрации Юрием Петровичем Алаферовским.

"ВН" - Сегодня областная администрация реализует крупномасштабный и дорогостоящий проект по строительству автомобильной дороги от улицы Станционной Ленинского района до аэропорта Толмачево с выходом на федеральную трассу "Байкал". Насколько эта дорога необходима городу и области - тем более, с учетом общеизвестных финансовых сложностей по региону и стране?

Ю.П.Алаферовский - На мой взгляд, жизненно необходима - и не только она. По состоянию движения на основных улицах города Новосибирск сегодня стремительно "догоняет" Москву - в худшем, разумеется, смысле. Те, кто в последнее время бывал в столице, имеют в этом плане горький опыт: передвигаться по ней на метро надежнее и быстрее, чем, к примеру, на служебной "Волге". А по Новосибирску? Основные городские магистрали - Красный проспект, проспект Маркса, улицы Фрунзе, Бориса Богаткова, Большевистская - задыхаются от перегрузок. Уже сегодня поездка по городу - не сахар, а завтра, если не принимать меры, она превратится в каторгу. И что тогда? Метро у нас все же не настолько развито.

"ВН" - И тем не менее строительство такой магистрали спряжено с огромными расходами...

Ю.П.Алаферовский - Понимаете, есть вопросы, экономия на которых потом обходится еще дороже, чем требуемые расходы. Прекрасный пример - "ржавеющая" уже не один год Ипподромская магистраль. Была отличная мысль: за счет оврагов и мало используемых улиц создать комфортабельный сквозной проезд через весь город. Но не нашли своевременно денег на последний этап - строительство развязки с улицей Фрунзе, потом перегородили капитальными гаражами участок в пойме Каменки, и в итоге получили весьма дорогостоящий тупик городского масштаба. Так что или вообще не надо браться за такие проекты - и тогда неминуем транспортный паралич города - или если строить, то до конца и с перспективой на будущее.

"ВН" - Пример, что и говорить, убедительный. А когда возникла сама идея дать городу прямой выход на западное направление?

Ю.П.Алаферовский - Что касается меня лично - то, наверное, в детстве. Я ведь хорошо помню то время. Тогда дорога в Толмачево упиралась в железнодорожный переезд на Троллейной, где машины простаивали часами. Скольких нервов это стоило авиапассажирам - да и не только им... А если говорить на официальном уровне, то такой проект безуспешно пробивался еще 70-х годов. В 1985 году составлялась программа развития Новосибирского авиаузла, куда вошло много ценных предложений - но на дороге опять сэкономили...

"ВН" - По-видимому, сочли, что Толмачевского шоссе вполне достаточно...

Ю.П.Алаферовский - Примерно так. Но вы же знаете это шоссе - и я его знаю. Один "тещин язык" под железнодорожным мостом (вынужденная, кстати, мера - взамен того злополучного переезда) чего стоит: сколько там машин билось и будет биться! В месте бывшего переезда на улице Троллейной был задуман путепровод - но и его не построили.

"ВН" - Конечно, та дорога не идеал...

Ю.П.Алаферовский - Не то слово. Подчеркну еще один важный момент - она не избавляет город от основного потока транзитного транспорта с востока на запад. Он целиком попадает на и без того перегруженные городские улицы. А это дополнительная предпосылка для массовых "пробок", которые мы с вами наблюдаем почти ежедневно.

"ВН" - Получается, выход один - строить.

Ю.П.Алаферовский - Именно так, по ходу решая действительно серьезные финансовые проблемы. Строительство ведется за счет территориального дорожного фонда, а он сегодня находится в непростом положении. Некоторое время назад на столичном уровне произошло перераспределение средств между федеральным и территориальным дорожными фондами. В результате область недосчитывается более ста миллионов новых рублей, уходящих на федеральные нужды. Для нас это огромные деньги, и их потеря ставит под угрозу все планы по строительству и реконструкции дорог региона.

"ВН" - Которые, разумеется, не ограничиваются одним толмачевским выездом...

Ю.П.Алаферовский - Конечно. Большинству регионов очень не хватает качественных дорог - а для нас это вообще острейшая проблема. Даже федеральная трасса Омск - Новосибирск имеет не заасфальтированный разрыв длиной 62 километра - а что говорить о дорогах регионального значения?

"ВН" - У дорог, как у людей - чем ниже статус, тем больше проблем.

Ю.П.Алаферовский - Более того, дорожные проблемы тесно связаны с человеческими. В последнее время мы вынуждены принимать в территориальную дорожную сеть дороги общего пользования в сельских районах - кроме нас, их там теперь по сути дела некому содержать и ремонтировать. Все это требует немалых средств, а в хилых районных бюджетах таких денег попросту нет. Но, к сожалению, на федеральном уровне не всегда относятся с пониманием к региональным трудностям.

"ВН" - Вернемся поближе к городу - тем более, что его надежная дорожная связь с областью является вопросом областного масштаба. Какие функции еще будет исполнять новая трасса?

Ю.П.Алаферовский - То, что Новосибирск возник и развивался в первую очередь как транспортный центр - факт общеизвестный. Сегодня в нашем городе находятся самые крупные оптовые рынки Сибири - мощный потенциальный источник пополнения городского и областного бюджета. А для их развития необходимо соответствующее развитие транспортной инфраструктуры. К примеру, сейчас разрабатывается проект создания на базе Толмачево крупнейшего авиационного узла. База позволяет, но если при этом не будет создано прямого и надежного сообщения с городом - то грош цена такому узлу. И это не единственный пример такого рода.

"ВН" - Наряду с прямым сообщением надо решать и проблему транзитного потока транспорта. Учитывается ли этот вопрос при разработке, скажем так, транспортной стратегии?

Ю.П.Алаферовский - Разумеется - хотя и здесь сложностей не меньше. Столица России давным-давно имеет кольцевую объездную дорогу. А столица Сибири об этом может пока только мечтать. Мое убеждение - не только как чиновника, но и как жителя города - рано или поздно придется строить северный обход вокруг Новосибирска для транзитного транспорта. Проект сложный, включающий третий мост через Обь, но жизненно необходимый. И в этом смысле нынешнее строительство новой трассы Новосибирск-Толмачево можно считать хорошей пробой сил перед реализацией еще более масштабных проектов.

"ВН" - В мечтах или в реальности?

Ю.П.Алаферовский - Когда-то и железная дорога через всю Сибирь казалась мечтой - а теперь? Нынешняя ситуация не вечна - настанут и лучшие времена. И если даже сегодня у нас получается что-то конкретное и значимое - и для экономики, и для людей - то дальше тем более должно получаться.

3.3. В ТОРГОВОЕ БУДУЩЕЕ - ПО ХОРОШЕЙ ДОРОГЕ

"Вечерний Новосибирск", 16.07.98 г.

Если бы на выездах из Новосибирска стояли былинные булыжники-указатели, то на одном из них наверняка было бы написано: "На Ленинск-Кузнецкий пойдешь - запчастей не соберешь!" Действительно, из шести ведущих из города основных трасс (на все четыре стороны света плюс на юго-восток и юго-запад) именно юго-восточная дорога имеет наихудшую репутацию по части ям и выбоин. Не знаю, как сейчас, но еще пару лет назад в бригаде водителей междугородных автобусов ПАТП-4, обеспечивающей связь с нашими шахтерскими соседями, действовал негласный закон: "Два рейса на Кемерово - потом один штрафной на Ленинск!"

Так в ту сторону и ездили - используя все сочное богатство русского языка в дороге и всю мощь ремонтной базы после нее. И не видать бы бедолаге-трассе счастья, да общероссийское несчастье, то бишь реформы, помогло. Со скоростью тургеневской героини Муму легли на экономическое дно новосибирские заводы, зависла между моргом и реанимацией наука - и пришлось сибирской столице искать свое место в новой России.

Вот тут-то и оказалось, что из-за выгоднейшего расположения города как транспортного узла один из основных козырей Новосибирска на выживание - оптовая торговля. А раз так, нужны качественные дороги. В том числе, разумеется, и Ленинск-кузнецкая - главный выход на промышленные районы южного Кузбасса.

Активное строительство чего бы то ни было - редкая деталь сегодняшнего торгово-бартерного российского пейзажа. Но когда мы с ведущим специалистом территориального управления автомобильных дорог Анатолием Поповым подъехали на 49-й километр Ленинск-кузнецкой дороги, там не простаивали ни люди, ни механизмы. Длинная механизированная змея дорожной техники медленно ползла нам навстречу, оставляя за собой гладкую асфальтированную поверхность.

Анатолий Попов:
"Реконструкция этого участка ведется по самым современным технологиям с использо-ванием новых материалов. Верхний слой битума кладется со специальными добавками, повышаю-щими срок службы до-рожного по-лотна примерно в полтора раза. В дело идет и часть снимаемого старого асфальта. Уже сегодня можно оценить, какие материалы и техника представят для нас интерес в будущем. Так что опыт, наработанный на данной трассе, станет основой для формирования технической политики - тем более, что в нынешних условиях мы не настолько богаты, чтобы приобретать все подряд."

Трасса - полигон не только для технической тактики, но и для экономической стратегии. Сегодня в ее разных местах трудятся сразу несколько дорожно-строительных организаций. Право на почетное звание подрядчика было ими завоевано в жесткой конкурентной борьбе на торгах. За качеством установлен суровый контроль. Схалтурил, проштрафился - и можешь самораспускаться со всеми вытекающими последствиями. А в перспективе планируется, что всем объемом работ, включая проектирование, будет ведать один подрядчик, обеспечивший самые высокие темпы и качество реконструкции. Это, по мнению руководителей отрасли, позволит избежать многих финансовых потерь.

Едем дальше. Движение для обычного дня более, чем оживленное. Несмотря на то, что до границы области еще не один десяток километров, каждая пятая-шестая встречная машина имеет кемеровские номера. Вот он, живой доход для новосибирского рынка - была бы дорога. А она то идет гладким, недавно отремонтированным участком, то представляет собой яму на яме... На особенно ухабистом месте останавливаемся, чтобы размяться.

Анатолий Попов:
"Видите местечко? Делали его лет 20 назад, сэкономив в то время на проектировании и строительстве. Итог перед вами. Уровень грунтовых вод здесь высокий - дорога и "поплыла"... Теперь придется делать все заново - скупой платит дважды."

Впрочем, не только скупой. Мы проехали до самой границы с Кемеровской областью. Там строятся стационарный пост ГАИ и пост весового контроля. Проблема актуальнейшая - ничто так не разрушает дорогу, как тяжелые дальнобойные грузовики. А буквально в нескольких километрах соседи возводят почти такой же пост уже на кемеровской территории.

Анатолий Попов:
"Хватило бы и одного - но не смогли договориться. Так что водителям придется проходить досмотр дважды. Разница разве что в архитектуре - у кемеровчан здание из кирпича, у нас - легкие сборные модули."

Что ж, два поста могут оказаться и кстати. При нынешнем развитии событий на Руси не исключено, что как раз между ними когда-нибудь проляжет граница, отделяющая независимую Новосибирскую республику от столь же независимой Кемеровской...

Но это, как говорится, в перспективе - о вероятности умолчим. Проблема из проблем дня сегодняшнего - где брать деньги? Ремонт и реконструкция дорог -дело не дешевое. Да и регион у нас, как ни крути, не из самых богатых.

Голь, как известно, на поиск выходов из положения особенно хитра. Вот и наши дорожники вовремя и удачно сменили финансовую тактику. В условиях, когда на счету каждый рубль (подавляющее большинство россиян знает это по собственному бюджету) было принято решение не размазывать имеющуюся хилую сумму по всем километрам, а сконцентрировать деньги и ресурсы на нескольких основных направлениях опорной сети дорог, выбрав самые худшие участки. А по этому критерию выбор не мог не пасть на юго-восточную трассу. Из ее 137 проходящих по нашей области километров в этом году капитальный и ямочный ремонт должен быть проведен на 25 километрах. Учитывая отечественную финансовую ситуацию - более чем неплохой результат.

Сегодня разработана и действует единая программа социально-экономического развития области на период до 2005 года. В соответствии с ней реконструкция торгового пути на Кузбасс должна быть завершена к 2000 году. Поэтому следующим летом работа здесь будет продолжена. От этого никуда не деться - люди ездят в тот магазин, к которому удобнее всего подъехать. А роль основного торгового центра Сибири в будущем может послужить тем магнитом, который способен привлечь инвестиции для возрождения нащей многострадальной промышленности.

Дорога без моста - как брачная ночь без невесты. Многие мостовые сооружения на дорогах области были построены еще в эпоху телег и "полуторок". Содержание мостов и строительство новых - тоже неминуемый источник финансовой головной боли.

3.4. МОСТЫ В НИКУДА.

"Советская Сибирь", 26.05.98 г.

Не зная броду, учили мудрые предки - не суйся в воду.Вроде бы сегодня это поучение утратило актуальность- любая дорога пересекает любую водную преграду по специальному инженерному сооружению, именуемому в народе мостом. Но при одном маленьком условии: если мост на дороге есть. А если его нет? Или вчера был, а сегодня сплыл?

Бред - скажете вы. И будете не правы - не бред, а вполне реальная для нашей области перспектива.

Из актов обследования, проведенного специалистами Территориального управления автомобильных дорог: "Дорога Венгерово-Филошенка (Венгеровский район). Деревянный мост через реку Арынцас. Состояние аварийное. Сломаны сваи-стойки опоры 3 и 1, насадки и прогоны поражены гнилью.

Дорога Кушаги-Угуй (Усть-Таркский район).Деревянный мост через реку Угуйка. Состояние аварийное. Насадки опор изломаны, проезжая часть перекошена в вертикальной плоскости."

Венгерово и Усть-Тарка - точки дальние: из Новосибирска в бинокль не разглядишь. Может, в этом дело? Что ж, можно перебраться и поближе к сибирской столице.

"Дорога Новосибирск-Ордынск (Ордынский район). Железобетонный мост через реку Шарап. Состояние неудовлетворительное. Сильный размыв конуса насыпи на опоре 4. Не обеспечен отвод воды с проезжей части.

Дорога Мошково-Белоярка (Мошковский район). Железобетонный мост через реку Порос. Состояние неудовлетворительное. Размыв конуса N 1 и правого берега.

И так далее. Всего при выборочном обследовании состояния конструкций 205 мостов на дорогах области у 75 оно признано неудовлетворительным. А еще 24 моста оценены как аварийные - иначе говоря, если срочно не принять меры, то эти 24 сооружения могут просто рухнуть. А водителям ЗИЛов, КАМАЗов и прочей шастающей по дорогам техники, в общем-то, почти без разницы, где тонуть: в королеве сибирских рек Оби или в какой-нибудь безвестной Угуйке. Второе, может, и легче по последствиям, но зато позорнее: не так гордо звучит.

Не совсем верно сказать, что в данном случае беда подкралась незаметно. Точнее будет - пришла с той стороны, откуда не ждали. Из-за силового перераспределения используемых для строительства и ремонта дорог налоговых средств с территориального уровня на федеральный дорожная отрасль области сегодня оказалась в критическом положении. Областная власть здесь абсолютно не при чем - решение об урезании финансовой программы дорожников принималось на уровне правительства и Думы. Но и аварийному мосту абсолютно без разницы, по чьей воле ему заваливаться. А за каждым из них -наши с вами земляки-сельчане. Хорошо еще, если есть объезд злосчастного сооружения - а если он отсутствует?

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Сергей Полещук:

"Проблема действительно серьезная. На сегодняшний день районные дорожные ремонтно-строительные управления располагают необходимыми для ее решения специалистами и техникой. Но беда в том, что строительство и ремонт мостов - самый дорогостоящий вид дорожных работ. В условиях обвального падения финансирования в этом году он может стать области просто не по карману. А тогда..."

Что тогда - всем понятно. Есть, конечно, места на земном шаре, где мосты и даром не нужны - пустыня Сахара, к примеру - но Сибирь с ее реками, речушками и болотами к ним явно не относится. Здесь даже мелкую водную артерию вброд разве что на танке преодолеть можно...

Еще одна дорожная проблема - земля. За ее использование приходится платить немалые налоги.

Вот и приходится учиться измерять землю - по самым современным технологиям...

3.5. НАМ СПУТНИК МЕРИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ.

"Вечерний Новосибирск", 17.06.98 г.

Землемер... Сегодня от этого слова ощутимо веет нафталином - как от старой горжетки из бабушкиного сундука. А в старину оно обозначало одну из наиболее уважаемых на Руси профессий.

Тогда и отношение к земле было другим. Случалось - из-за пары метров межи деревни схлестывались стенка на стенку. Землей торговали, ее закладывали в залог, передавали по наследству, а главное - жили на ней и хозяйствовали. А главной фигурой в земельных вопросах был землемер со своим нехитрым оснащением.

Потом на нас наступили другие времена. Земля стала государственной и острота проблем вокруг нее приутихла. Но, как оказалось, только на время: всего на три четверти века. История делает новый виток - и все возвращается на круги своя. Снова хочешь не хочешь, а землю мерить надо. Зачем? О том и пойдет речь.

С проректором Сибирской государственной геодезической академии Владимиром Середовичем мы стоим на развилке Ордынского шоссе. Рядом, у высокой стелы с надписью "Новосибирск" кипит не совсем обычная для провинциальной Сибири работа. Идет процесс землеизмерения - но уже отнюдь не дедушкиными методами.

Владимир Середович:
"Те методы безвозвратно ушли в прошлое. Сейчас мы уже провожаем на заслуженный отдых теодолиты и остальное вооружение геодезистов, бывшее в ходу еще несколько лет назад. На смену им пришли новейшие спутниковые технологии."

У самой стелы поставлена невысокая антенна. Вторая такая же - в руках у оператора. Плюс портативный рюкзачок с электроникой - вот и все снаряжение.

"Сейчас над нами кружит около десятка спутников," - продолжает наш экскурсовод. - "Все, что необходимо сделать оператору - постоять несколько секунд в нужной точке. Информация о ее координатах будет автоматически зарегистрирована в цифровом виде на компьютере. Для Сибири технология по сути дела уникальная. Сейчас, к примеру, определяется полоса отвода земли под автомобильную дорогу Новосибирск - Ордынск. Как бы ни складывалась сегодня российская жизнь - в перспективе мы все равно придем к обществу, в котором земля станет одним из основных источников дохода. И вот тогда этой технологии в прямом смысле слова цены не будет."

В развитых странах землепользователи платят в казну немалые налоги. У нас - тоже, но...

Сергей Полещук, начальник Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области:
"Но для того, чтобы платить, надо иметь четкое представление - сколько и за что. Наша организация - один из крупнейших землепользователей области: под дороги отведено более 22000 гектаров земли, а сумма налога за истекший год составила около 7 миллиардов рублей. Уже по этим цифрам можно составить представление о масштабе проблемы. Осмысленно платить налог можно только в том случае, если наше право пользования землей будет подтверждено соответствующими документами. При этом же условии возможна цивилизованная организация придорожного обслуживания водителей и пассажиров, исключающая "дикие" точки с сомнительным набором продуктов. Да и многие другие проблемы должны решаться проще."

А теперь прикинем, чем деятельность современных землемеров может обернуться для города. Ставки земельного налога, как известно, в городе существенно выше. Следовательно, имеем мощнейший источник пополнения небогатого городского бюджета. Но - налогоплательщиком по данной статье человек или организация становится с момента получения свидетельства о праве на землепользование. А его невозможно выдать без точного знания границ участка. Круг замыкается.

Сергей Полещук:
"Выполняемый сегодня совместно с геодезической академией проект по определению отвода земель под автодороги может послужить хорошей основой для последующей работы мэрии и районных администраций в том же направлении. Разговоры о том, что это дело необходимо разворачивать, велись уже давно. А у нас в июне будут вполне конкретные практические результаты."

Что ж, Бог да спутники, как говорится, в помощь: лишний ручеек доходов еще ни одному бюджету не вредил. А в нашей финансовой пустыне - тем более.

Не обходят наш регион стороной и стихийные бедствия. Главная напасть для дорожников - вода, особенно во время весенней распутицы, когда несколько проехавших по дорогам большегрузных грузовиков способны уничтожить результаты нескольких дней работы дорожных строителей. Крутись, дорожник, думай...

3.6. ВОДА, ВОДА...

"Советская Сибирь", 22.05.98 г.

Весенний паводок для обитающих на болотистой равнине сибиряков - дело, в общем-то, привычное. Почти каждый год на десятках километров дорог нашей области наблюдается одна и та же картина: там затопило, здесь размыло... Вот и сегодня сводки с районных магистралей выявляют все новые разрушения.

"Болотнинский район, автодорога Болотное-Варламово-Кунчурук: на 4 и 9 км из-за отсутствия водоотвода паводковые воды идут через насыпь земляного полотна, полотно разрушено на 1/3."

"Мошковский район, автодорога Мошково-Сарапулка: на 11-12 км, 17-20 км из-за подтопления земляного полотна на проезжей части образовалась колея глубиной до 0.3 м., проезд затруднен."

Как говорят в таких случаях водители: клади кирпич на педаль газа и езжай - с колеи не сойдет. Это на востоке области. На западе тоже не легче.

"Куйбышевский район, автодорога Куйбышев-Чумаково-Балман: на 46, 49, 53 км произошло подтопление земляного полотна талыми водами. Уровень воды достиг бровки полотна. Движение транспорта на данном участке осуществляется с помощью дежурного тягача."

"Кыштовский район, автодорога Кыштовка-Орловка-Бочкаревка: на 29 км перелив воды через дорогу. Автодорога Кыштовка-Крутиха: на 39 км разрушено земляное полотно длиной до 30 м."

"Северный район, автодорога Биаза-Остяцк: подъезд к селу Ургуль (1.2 км.) в непроезжем состоянии."

И так далее - список потерь довольно внушительный. Хорошо в городе: перекрыли улицу - можно объехать. А как быть жителям сел, не по своей воле отрезанных от мира? По лесу да болоту объезды не предусмотрены... Впрочем, и дороги высшего ранга - федеральные - не гарантированы от неприятностей.

"Мошковский район, автодорога М-53 "Байкал": мост через реку Кайлинка в аварийном состоянии из-за сильного подмыва береговых опор. Движение ограничено."

Как принято выражаться на Руси: пришла беда - отворяй ворота. Отворяем. А за ними пусто.

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Сергей Полещук:
"Согласно принятым на правительственном уровне решениям финансирование строительства и ремонта автомобильных дорог в регионе в1998 году по сравнению с предыдущим годом резко сокращено - реально на 60-70%. В то же время уже сегодня очевидно, что устранение паводковых разрушений в масштабах области обойдется в немалую сумму. Конечно, придется ее изыскивать - но за счет чего?"

Старый русский принцип тришкина кафтана - сверху отрежем, снизу подошьем. Или наоборот. Как ни крути, чем то придется жертвовать: на сколько переремонтируем, на столько же недостроим.

Кто виноват? Конечно же, весна, зачем-то растопившая своим теплом снег - и никто больше. Тупая, что и говорить, стихия: никакой сознательности и понимания сути проводимых в стране реформ - отмены денег в условиях капитализма.

3.7. НАШИ ДОРОГИ - НАМ ИХ И БЕРЕЧЬ.

"Советская Сибирь", 14.04.1998 г.

Для обычного человека весна - это птички, цветочки и листики. Для профессионала-дорожника весна - время распутицы, когда дороги особенно чувствительны к перегрузкам. Уже сегодня колонна "дальнобойных" грузовиков при движении по дороге способна обеспечить необходимость восстановительных работ на сезон вперед - а солнышко светит все ярче, все больше растапливая снег и замерзшую почву:

В целях сохранения дорожного полотна на магистралях области ежегодно вводится временное ограничение на движение большегрузных транспортных средств. Не стал исключением, разумеется, и год 1998. 25 марта областная администрация приняла постановление N 170, в соответствии с которым выезд на дороги области транспортных средств с осевой нагрузкой более 5 тонн, а также автомобилей, превышающих допустимые значения по полной массе, с 15 апреля по 31 мая этого года должно осуществляться только по специальным пропускам установленного образца. Исключение сделано только для автомашин, перевозящих специальные и социально-значимые грузы (при наличии документов, подтверждающих груз): скоропортящиеся продукты питания, медицинские препараты, корма для животных, зерно, семена, топливо и сжиженный газ. Не подпадают под действие постановления также транспорт аварийных служб и транспорт, осуществляющий пассажирские туристические перевозки.

В принципе для владельцев большегрузных автомобилей необходимость получения пропуска - не новость. Постановление N 170 просто ужесточает это требование. Так, например, для двухосного грузовика при движении в летнее время необходимо разрешение, если его полная масса превышает 12 тонн, а в весеннее, согласно постановлению, планка "бесплатного" проезда понижается до 10 тонн. И так - по всем категориям грузового транспорта.

Какие величины полной массы автомобиля могут считаться критическими в апреле-мае? Для одиночных машин получение разрешения на движение обязательно при превышении следующих значений: двухосные автомобили - 10 тонн, трехосные - 14, и четырехосные (и более) - 20 тонн. Для автопоездов: трехосные - 15 тонн, четырехосные - 19, и пятиосные (и более) - 23.5 тонны.

С заявлением на оформление пропуска необходимо обращаться к нам в Территориальное управление автомобильных дорог по адресу: улица Добролюбова, 111, комната 305. Контактные телефоны - 66-17-46, 66-09-21. В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

- наименование, юридический адрес, телефон, расчетный счет заявителя;
- вид, марка и количество автомобилей, на которые планируется получение пропуска;
- маршрут движения и необходимая продолжительность действия пропуска;
- параметры каждого автомобиля (габариты, полная масса, количество осей тягача и прицепа, осевая нагрузка для каждой оси);
- государственные номера (включая прицеп).
Территориальное управление автомобильных дорог рассматривает каждое заявление отдельно и решает вопрос о выдаче или невыдаче пропуска в период временного ограничения движения. В том случае, если автомобиль не превышает предельно допустимые параметры по весовым и габаритным характеристикам, указанным в Постановлениях N758 от 30.12.96 г. и N170 от 25.03.98 г., заявителю выдается разрешение на право движения в период весеннего ограничения в безвозмездном порядке.

По оценкам специалистов управления, стоимость пропуска будет составлять 80-150 рублей в сутки в зависимости от массы и категории грузовика. Эти средства поступают в Территориальный дорожный фонд и будут использованы для ремонта дорог.

Остается пожелать всем водителям "большегрузов" счастливого пути. А бесплатного счастья в реальной жизни, как известно, не бывает - кроме сыра в мышеловке...
  Далее


|Содержание| |Дороги| |Атлас АД НСО| |Структура| |Аналитика| |Подрядчики| |Телефоны|


Обратная связь
© 1998, Территориальное управление автомобильных дорог, Новосибирская область
© 1998, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
    Последняя модификация: Thursday, 10-Sep-1998 01:00:00 NOVST