г. Новосибирск 1998 год.
Территориальное управление автомобильных дорог
Новосибирской области

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
по материалам периодических изданий
Новосибирской области.
"Дорожная отрасль: проблемы и решения"


Обзор подготовлен по материалам областных газет "Советская Сибирь" и "Вечерний Новосибирск".

  1. ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
  2. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВЫЕ
  3. ПРОБЛЕМЫ ДОРОЖНЫЕ
  4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ - ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИТОГО ГОСУДАРСТВА. В СИБИРИ С ЕЁ ОГРОМНЫМИ РАССТОЯНИЯМИ И СРАВНИТЕЛЬНО СЛАБО РАЗВИТОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТЬЮ ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ЭКОНОМИКУ ВСЕГО РЕГИОНА.

Автодорогами, составляющими основу транспортной сети Новосибирской области, являются:

- федеральные: "Байкал" и "Чуйский тракт";

- территориальные: Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий, Новосибирск - Кочки - Павлодар, Новосибирск - Колывань, Каргат - Кочки, Здвинск - Барабинск, Чистоозёрное - Купино - Карасук, Кыштовка - Венгерово, Куйбышев - Северное.

Переход к рыночной экономике ведет к децентрализации поставок товаров и, как следствие, к росту объема грузоперевозок как внутри региона, так и между регионами. При этом увеличивается роль автомобильного транспорта при перевозках на короткие расстояния. В федеральной программе "Дороги России" техническое состояние сети территориальных автомобильных дорог Новосибирской области расценивается как критическое. Только 4.6% протяженности дорог могут быть оценены как хорошие. Шесть районных центров из тридцати не имеют устойчивой транспортной связи с областным центром. Эта ситуация серьезно тормозит развитие экономики области и не позволяет осуществить реальный подъем жизненного уровня ее населения.

С первых дней существования независимой России развитие дорожного хозяйства было возведено в ранг приоритетных направлений в политике.

Его стратегия и суть проведения дорожной реформы были определены на самом высоком уровне. В 1991 году был принят Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", позволивший создать эффективно действующую систему использования денежных средств.

Сами фонды обрели внебюджетный статус, исключивший нецелевое использование денег дорожной отрасли и тем самым обеспечивший ее стабильное развитие.

Результаты не замедлили сказаться. Благодаря твердой финансовой базе дорожное хозяйство области сегодня - одно из немногих работающих среди отраслей экономики. Оно включает в себя ряд крупных дорожно-строительных подрядных организаций, в которых работают несколько тысяч высокопрофессиональных рабочих и специалистов.

К сожалению, сегодня не только производственная деятельность, но и само существование столь мощной дорожно-строительной структуры находятся под серьезной угрозой. Начиная с 1997 года предпринимаются активные попытки ликвидировать самостоятельность дорожных фондов и их целевое назначение. Проводимая Министерством финансов РФ политика решения сиюминутных бюджетных проблем за счет перераспределения и прямого изъятия целевых средств дорожных фондов с неизбежностью ведет к полному свертыванию дорожно-строительных программ в регионах и массовым сокращениям квалифицированных кадров дорожников вплоть до ликвидации соответствующих организаций.

Уже в настоящий момент объемы дорожных работ в области приблизились к катастрофическому порогу, за которым может последовать полное разрушение дорожной сети и развал дорожных организаций.

Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области как государственный орган в возникшей критической ситуации предпринимает все возможные меры для сохранения дорог области:

- пересмотрены приоритеты финансирования основных направлений деятельности управления. Инвестиции предусматриваются в первую очередь на развитие магистральных автомобильных дорог, у которых наименьший срок окупаемости капитальных вложений и наибольший объем грузоперевозок. Приоритет отдается также мероприятиям по сохранению, и, по возможности, модернизации существующей дорожной сети. Это обеспечивает транспортную доступность отдаленных районов области и населенных пунктов, что является залогом их экономического и социального выживания.

- снижена стоимость дорожных работ за счет проведения подрядных торгов.

- проводится активное сотрудничество со средствами массовой информации (пресса, телевидение) с целью разъяснения стратегии развития дорожной отрасли области и необходимости сохранения внебюджетного характера ее финансирования.

В то же время ряд серьезных проблем, стоящих перед дорожной отраслью, требует непосредственной поддержки со стороны депутатов Федерального собрания, Государственной думы и Областного Совета.

Необходимо скорейшее завершение формирования стройной системы законодательных актов, обеспечивающих жизнедеятельность дорожного хозяйства. К ним относятся, в частности, федеральный Закон об автомобильных дорогах и соответствующие региональные законы, принятие которых по сей день недопустимо затягивается.

Дорожные программы по сути своей рассчитаны на долгосрочные инвестиции. Их законодательное подкрепление также должно быть долгосрочным и не зависящим от политической и экономической конъюнктуры.

Уже сегодня мы имеем опасный прецедент по не целевому изъятию средств дорожных фондов со стороны Федеральной исполнительной власти. Более того, в проекте закона "О федеральном бюджете на 1999 год", подготовленном Министерством финансов РФ, вообще отменяется целевой характер использования средств Федерального дорожного фонда. Такая же судьба неизбежно ожидает и территориальные фонды.

ЭТО ОЗНАЧАЕТ ПОЛНУЮ ФИНАНСОВУЮ КАТАСТРОФУ И ЛИКВИДАЦИЮ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В БЛИЖАЙШИЕ ОДИН-ДВА ГОДА.

Необходимо объединить усилия депутатов федерального и регионального уровня, всех ветвей законодательной и исполнительной власти по противодействию столь недальновидной политике. Иначе в следующих изданиях данного атласа все большее число дорог придется обозначать как грунтовые и проселочные. А для восстановления высококвалифицированных кадров дорожников придется потратить не один год.

А ГЛАВНОЕ - ВЫХОД РОССИИ ИЗ ГЛУБОЧАЙШЕГО СИСТЕМНОГО КРИЗИСА С РАЗРУШЕНИЕМ АВТОДОРОГ СТАНЕТ НЕВОЗМОЖЕН.

Сохранение существующей дорожной сети и ее развитие в ближайшие годы будет определять возможности выживания области и возрождения её экономического потенциала. Мы обращаемся к членам Совета Федерации РФ, депутатам Государственной Думы, представителям законодательной и исполнительной власти Новосибирской области и других регионов:

- НЕОБХОДИМО ОТСТОЯТЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ СТАТУС ДОРОЖНЫХ ФОНДОВ, ЗАКРЕПЛЕННЫЙ В ЗАКОНЕ РФ "О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

- ТОЛЬКО НЕУКОСНИТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОГО ЗАКОНА ГАРАНТИРУЕТ СТРОИТЕЛЬСТВО И СВОЕВРЕМЕННЫЙ РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РОССИИ!

   I. ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ.

В нынешнее крутое российское время с его девизами-символами "спасайся, кто может" и "дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих" особое значение для каждого региона приобретает вопрос о выживании. Кое-где - и это естественно - он заслоняет даже любимый поколениями отечественных революционеров вопрос о власти. Для Новосибирска, барахтающегося в волнах реформ далеко не с самым лучшим экономическим раскладом - рухнувшие в одночасье оборонная и машиностроительная промышленность и задушенная ласковыми бюджетными объятиями наука - проблема выбора своего места в стремительно меняющемся мире стоит с предельной остротой.

1.1. СИБИРЯКИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА: ВХОДИТЬ ИЛИ ВПОЛЗАТЬ?

"Вечерний Новосибирск", 24.07.98 г.

Экономика, говорят, определяет бытие, а уж бытие, соответственно - сознание. Согласно этому принципу, среди новосибирцев сегодня должны преобладать пессимистические настроения. Краса и гордость индустрии города - машиностроительные и оборонные заводы - в большинстве своем напоминают скелеты динозавров в палеонтологическом музее. Знаменитая на весь мир наука в условиях финансового Освенцима отдает уже то немногое, что у нее осталось: богу - душу, а загранице - мозги. Вузы, культура, транспорт - везде картина одна: обнять и плакать.

Это верно, но верно и другое. В каждую бочку дегтя время от времени не вредно подбросить и ложечку меда. На количество дегтя такая операция не повлияет, на качество, в общем, тоже. Зато на душе станет светлее и радостней.

Можно, конечно, просто реветь белугой на берегу Оби: загубили, нехорошие люди, загубили... А можно и сесть на песочек, обнять извилины руками и посоображать - так то оно так, но жизнь-то не останавливается. Не перевелись еще дети с внуками, ради которых стоит, несмотря ни на что, выкарабкиваться из-под руин экономики. Да и перед историей стыдно: никогда сибирский мужик, в отличие от иных питерско-нижегородских экономистов, не ползал перед заграницей на брюхе, вымаливая кредиты. Руки на месте, голова на плечах, дальше Сибири-матушки не сошлют - проживем и выживем. Весь вопрос - как?

Вернемся к истории: пусть она подсказывает. Первая роль Ново-Николаевска с момента его основания - транспортный узел. Именно благодаря этому он лихо проделал карьеру от рядовой деревни до сибирской столицы, обогнав такие старинные города, как Томск, Колывань и ставший ныне Куйбышевом Каинск. Благодаря тому же самому обделенная природными ресурсами территория Новосибирской области получила шанс на достойное развитие - и неплохо его использовала.

Исключительно выгодное стратегическое положение во все времена обеспечивало нашему городу приток солидных инвесторов - от дореволюционных купцов до советского Госплана. В годы войны здесь разгружались эшелоны со стратегическими заводами, ставшими основой местной индустрии. В послевоенное время именно тут были построены научный центр мирового значения и один из крупнейших аэропортов региона. Существовали, конечно же, и иные факторы - например, статус единственного открытого для иностранцев города Западной Сибири - но транспортный неизменно оставался в числе определяющих.

Сегодня в тисках глубочайшего кризиса промышленные города и аграрные регионы имеют немного шансов на выживание. То, что не доломало финансовое обескровливание экономики, гибнет от удушья под прессом налоговой политики. А вот роль транспортной столицы сохраняет вполне определенные преимущества. Вчера мы питались нашими курами, сегодня - ихними окорочками, завтра на нашем столе могут оказаться французские омары или отечественный силос - но и то, и другое, и третье, и четвертое надо перевозить. Хоть в виде КАМАЗа, хоть в виде ломового извозчика, но транспорт будет жить - а, значит, сможет выжить и город, его обслуживающий.

Но этого мало - надо еще и удержать столь выгодную позицию, развивая и совершенствуя транспортную инфраструктуру. Тем более, что желающих выживать много - а место одно. Преимущества Новосибирска пока еще налицо - но и наши соседи сегодня делают все возможное, чтобы компенсировать свои потери от не столь благоприятного географического положения.

Вот маленькая сводка с фронтов сибирской транспортной конкуренции. Барнаул: мобилизованы все ресурсы, и полным ходом идут работы по реконструкции аэропорта с приданием ему статуса международного. Красноярск: принято решение об определении здесь места посадки самолетов на транзитном маршруте Западная Европа - Дальний Восток. Томск: делаются попытки скорректировать федеральную дорожную сеть в выгодную для томичей сторону. Продолжается и близится к завершению строительство обхода Томска с мостовым переходом через реку Томь - общий объем работ только на 1998 год превышает 100 млн. новых рублей. Кемерово: в еще недавно почти мертвом аэропорту активно работает международный терминал, начались регулярные полеты за границу. Есть свои задумки в этом плане и у омичей с хакасами.

Фактически дан старт негласному соревнованию между западносибирскими регионами за место под экономическим солнцем в XXI веке. Засиделся на старте, дал себя обойти - и пенять будет не на кого. Наш ответ друзьям-соперникам - экономический и политический - должен состоять прежде всего в разработке и скорейшей реализации четкой программы развития города как комплексного транспортного узла и центра транс-российских коммуникационных сетей с использованием накопленного в предыдущие годы преимущества.

Козырей у города и области достаточно - необходимо только мудро их разыграть. За основу может быть взят опыт стран Европы, где в данное время работает проект транс-европейских сетей. Под его эгидой осуществляется координация действий стран-участниц союза по выработке и осуществлению программ развития всех видов транспортных сообщений в общеевропейских интересах.

Аналогичные сибирские проекты могут создаваться как на внутриобластном, так и на межобластном уровне. Их цель - объединить пока что разрозненные усилия по выводу западносибирского региона из кризиса. Сегодня каждая область стремится просто отхватить последний финансовый кусок у конкурента - разумеется, что принимать такую стратегию в качестве долговременной по меньшей мере нелепо. Именно в подобной ситуации неизбежно то, что мы наблюдаем - перераспределение и без того небогатых средств по принципу "экономического пылесоса" в более политически влиятельную европейскую часть России.

Уже сегодня по оценкам экономистов 94% отечественного капитала сосредоточено в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. При сохранении такого расклада сибирякам на много лет вперед ничего, кроме нищеты, не светит. Более того, надо четко отдавать себе отчет: Москва как столица и мегаполис в одном лице не заинтересована в экономическом возрождении нашего региона. Сохранять высочайший по российским меркам уровень жизни в столице - этакий пир во время финансовой чумы - можно только за счет полунищего существования остальной части страны, что и наблюдается.

Так что как у классиков: дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих. Что нам необходимо для дальнейшего развития сибирской столицы?

Прежде всего - совершенст-вование транспортной сети и ее отдельных составляющих. В рамках этого подхода сегодня активно строится прямая автодорога, связывающая Новосибирск с толмачевским аэропортом, и ведется реконструкция имеющей немалое торговое значение Ленинск-кузнецкой трассы. Мощная транспортной инфраструктура, в свою очередь, обеспечивает развитие сети оптовых и мелкооптовых рынков, а также сопутствующей сервисной сети - торговых площадей, складских помещений.

Эти рынки должны быть ориентированы на приоритетное право реализации товаров импортного и российского производства в западно-сибирском регионе, что имеет место уже сейчас: достаточно посмотреть на географию номеров машин на нашей "барахолке". Они могут быть организованы на каждом выезде из города. Сейчас, в частности, рассматривается вопрос о создании крупного оптового рынка на кемеровской трассе в районе пашинского поста ГАИ - места там более, чем достаточно. Современный торговый центр намечается в перспективе и на омском направлении - в районе строящейся дороги Новосибирск - аэропорт Толмачево. И, конечно же, при проектировании и строительстве подобных объектов необходимо учесть негативный опыт существующего рынка на Гусинобродском шоссе, по сути дела перегородившего трассу межобластного значения. Дорога гостям-коммерсантам должна быть открыта: за каждым из них - его личные инвестиции в новосибирскую экономику. Транспорт - оптовые рынки - что дальше? Следующее звено цепочки - наши многострадальные промышленность и наука. Развитая транспортно-рыночная инфраструктура вполне может послужить тем невидимым магнитом, который способен - дай-то Бог! - притянуть на новосибирскую территорию инвестиционные финансовые потоки, столь необходимые для возрождения разрушенных реформами сфер экономики города и области.

А вот тогда, если повезет в экономике и не будет войны из-за политики, Новосибирск вполне может стать необходимым для Западной Сибири локомотивом, способным вытянуть регион из кризисного болота. В этом случае не должна идти речь об экспансии сибирской столицы по отношению к соседям по несчастью. У каждой области и каждого края Западной Сибири достаточно возможностей для развития и достойной жизни - необходим только объединяющий все усилия региональный центр, способный противостоять губительным веяниям сверху, и четкая идеология выживания региона в целом.

Говорят, что один из ведущих нижегородских деятелей российского правительства не так давно походя бросил фразу: "За Уралом у нас 25 миллионов алкашей и никого больше - есть ли смысл вкладывать в них деньги?" Я лично готов этому не верить - но если брать практику за критерий истины, то нынешняя стратегия и тактика российских властей по отношению к Сибири и Дальнему Востоку полностью соответствует этому тезису.

Согласимся ли мы молча с такой оценкой? Или докажем этому господину, что он, мягко будь сказано, заблуждается? Войдем ли мы в XXI век на своих ногах или, как сегодня, будем проползать под планкой международных валютных организаций в унизительной позе на четвереньках?

Такая вот дилемма, дорогие земляки...

1.2. НОВОСИБИРСКИЙ ТРАНС-ПОРТНЫЙ УЗЕЛ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ.

"Вечерний Новосибирск", 03.07.98 г.

В сентябре 1997 года Правительством РФ была утверждена государственная программа развития транспорта Российской Федерации. В соответствии с ней каждый регион разрабатывает свою собственную целевую программу транспортного развития.

Создание такого документа основывается прежде всего на экономической реальности - а она у нас оставляет желать лучшего. Наша область традиционно опиралась на три основных направления экономического роста: военно-промышленный комплекс, научно-исследовательский сектор (три академии плюс отраслевая и вузовская наука) и аграрно-промышленный комплекс. Сегодня все они находятся на грани развала или уже за этой гранью и на роль локомотивов, способных вытащить новосибирцев из экономической пропасти, явно не годятся. Что остается делать?

Ответ очевиден - искать новое направление, способное стать опорой для преодоления кризиса и развития региона. И тут самое время вспомнить исторический факт: Новосибирск возник и вырос прежде всего, как крупнейший транспортный центр Сибири. Здесь сходятся транссибирская железнодорожная магистраль, ее среднеазиатское ответвление, река Обь и несколько магистральных автодорог. В этот комплект вполне естественно вписываются и пролегающие над городом воздушные трассы. Все остальное - и промышленность, и наука - возникло в Новосибирске в свое время именно благодаря наличию столь мощной транспортной инфраструктуры.

Разумеется, каток наших реформ изрядно прошелся и по транспорту. Обветшал подвижной состав и парк воздушных судов. Упал объем перевозок, чему в немалой степени способствовала непродуманная тарифная и налоговая политика. Потеряна часть квалифицированных кадров. Перспектив на улучшение ситуации в обозримом будущем - ноль. И так далее - но отрасль все же оказалась довольно живучей.

Впрочем, нет большого худа без малого добра. Распад промышленности и науки вынудил сибирскую столицу искать свое место на руинах отечественной экономики. И сегодня оно, похоже, найдено - в Новосибирске сформировался самый крупный оптовый рынок региона. Город в очередной раз использовал исключительно выгодное географическое положение - лучше быть живой "барахолкой", чем индустриальным трупом. А роль перевалочно-торговой базы требует прежде всего развитых путей сообщения и комплексного взаимодействия различных видов транспорта. На этой основе родился перспективный проект, разработка и осуществление которого способны обеспечить выживание Новосибирска и области в условиях нынешнего кризиса. Речь идет о создании Новосибирского международного транспортного узла со свободной таможенной зоной.

Очередные Нью-Васюки? Отнюдь. В настоящее время в области благодаря активно работающим товарным рынкам накоплены значительные финансовые средства. Да и российские политики отпугнули пока еще не всех иностранных инвесторов. К тому же Сибирь имеет репутацию достаточно спокойного и поэтому благоприятного для инвестиций региона. А вклады в развитие транспортной инфраструктуры по мировым меркам относятся к числу наиболее эффективных и окупаемых.

В мире накоплен достаточный опыт развития международных транспортных узлов - Роттердам, Сиэтл, Марсель... Есть и российские примеры - хотя бы московский аэропорт "Шереметьево". Формируемый новосибирский транспортный узел, по замыслу авторов проекта, должен включать новый комплекс международного аэропорта, железнодорожно-автомобильный терминал на станции Клещиха с выходом на речной транспорт и объединяющую их свободную таможенную зону.

Наибольшие проблемы могут возникнуть именно со статусом свободной таможенной зоны, предполагающим предоставление региону налоговых льгот и большей экономической самостоятельности. Регионы, обладающие им, имеют все шансы на быстрое развитие - к примеру, заштатно-кавказская Ингушетия сегодня уже строит новую собственную столицу. Но его предоставление идет вразрез с глобальной политикой, проводимой Москвой по отношению к регионам - взять побольше, а отдать поменьше.

Здесь возможны альтернативные варианты. Одним из них может стать создание регионального центра свободной торговли. Этот опыт в настоящее время активно развивается в странах Европейского сообщества. Его особенность - возможность решения необходимых вопросов на региональном уровне с привлечением Таможенного управления, Торгово-промышленной палаты и различных ассоциаций, объединяющих промышленников, транспортников и предпринимателей.

Так что выходы из создавшегося сурового экономического положения есть. Проект такого уровня, проработанный и законодательно утвержденный Областным советом депутатов, вполне способен вызвать интерес международных финансовых организаций и обеспечить создание дополнительных рабочих мест для жителей города и области. В условиях дефицитности федерального и областного бюджета его осуществление может привести к экономической стабилизации региона и заложить основу для развития Новосибирска как крупнейшего финансово-экономического центра Сибири.

Вода, как известно, не течет только под лежачий камень...
  Далее


|Содержание| |Дороги| |Атлас АД НСО| |Структура| |Аналитика| |Подрядчики| |Телефоны|


Обратная связь
© 1998, Территориальное управление автомобильных дорог, Новосибирская область
© 1998, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
    Последняя модификация: Wednesday, 09-Sep-1998 01:00:00 NOVST